ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Преодоление страха конфронтации


Боязнь конфронтации приводит к тому, что человек боится высказать мнение и отстоять точку зрения. Такая манера поведения может сформироваться в детстве, если каждое слово ребенка вызывает у окружающих (в первую очередь родителей и близких) негативную реакцию. Впоследствии это становится хронической привычкой.

Наивно полагать, что уход от конфронтации решает проблему. В некоторых случаях это, безусловно, так, но есть ситуации, когда возражение просто необходимо. Да все время и не выйдет избегать конфликтов, как бы того не хотелось. Поэтому вот пошаговая структура преодоления боязни конфронтации.

1

Выясните необходима ли конфронтация

Это сложно. Чаще лучше уйти от конфликта, либо погасить его. Но есть ситуации, когда просто необходимо вступить в конфронтацию и не жалеть о том, что это привело к конфликту.

Если существует проблема, нужно сказать об этом. У вас наверняка есть некие границы и правила, которые никто не может нарушать. И если они нарушены, следует сказать прямо. Например, если ваши соседи слушают громко музыку и делают это постоянно, следует об этом поговорить. Но если для них это несвойственно, конфликт, вероятно, будет лишним.

2

Отложите острый диалог

Бывает и так, что лучше дать эмоциям улечься: «Давай отложим наш разговор до вечера?». У обеих сторон будет время, чтобы успокоиться, собрать факты и, вполне вероятно, оценить противоположную точку зрения.

Собеседник возможно и не хотел задеть вас, но раз уж так случилось, нужно в первую очередь спокойно все оценить.

3

С осторожностью придерживайтесь фактов

Способность придерживаться фактов в конфликтах может привести к агрессии собеседника, однако когда его злость иссякнет, останутся только аргументы.

Накричать на человека ради того, чтобы выплеснуть гнев — это худшая стратегия из всех возможных. Выплескивайте агрессию, занимаясь спортом, медитацией и творчеством. В общении с людьми нужны более тонкие подходы.

Факты тоже могут обидеть. Не каждый из нас признает свою вину в этом случае, ему нужно сохранить чувство собственного достоинства (особенно если конфронтация публичная). Поэтому добавляйте к аргументам уважительные фразы и настаивайте на том, что человек просто не понял вас сразу.

Практически в любой конфронтации главную роль играет эго. Людям не важно, правы они или нет, важно чтобы уважали их и их мнение. Поэтому в конфликтах голые факты не всегда работают.

4

Не используйте оскорбления

Помимо того, что это само по себе унизительно для того, кто их использует, так еще и дает визави мощный инструмент давления. Ведь если вы опустились до оскорблений, «значит вам нечего сказать по существу» (даже если это и не так).

Если злость еще можно унять и изменить, то брошенное оскорбление — никогда. Именно о нем будут помнить.

5

Пользуйтесь местоимением «Я», а не «Ты»

Хотите знать, как заставить человека обороняться и огрызаться? Начните фразу со слова «Ты…». Это сразу заставляет людей прекратить размышлять и обороняться.

Слово «Я…» дает возможности превратить конфронтацию в конструктивный диалог. Это кажется наивной психологической уловкой, но разница между этими словами огромна. Поэтому начинайте с фраз:

  • «Я заметил, что …»
  • «Я хотел бы поговорить о …»
  • «Я слышал шум, идущий из твоей комнаты»
6

Дайте понять, в чем заключается проблема

Мало сказать, что вас что-то не устраивает, нужно еще дать собеседнику понять, почему это вас не устраивает. Люди любят, когда им указывают причину. Или вообще не понимают, в чем заключается проблема, пока им не объяснят.

Удивительно, но даже самые разумные люди иногда ведут себя как глупцы. Они не видят и не понимают очевидных для вас вещей. Скажите им об этом прямо. Согласитесь, даже вам легче изменить свое поведение, когда человек называет конкретную причину, чем если он начинает с критики и крика. Это сложная тактика, именно поэтому ее мало кто использует. Кричать и оскорблять значительно проще.

7

Скажите, каких действий хотите и какие выгоды это принесет

Указав на причину, предложите решение при помощи простых действий. Важно указать, какие преимущества это новое поведение принесет обеим сторонам.

Человек пойдет на уступки, если ему дадут понять, что и как нужно сделать. Это лучше, чем просто заявить «Прекрати делать это!».

8

Сохраняйте спокойствие

Когда на вас кто-то злится, всегда ли понятно, по какой причине? В этом и проблема. Мы можем гневаться на других и не давать понять, почему. В таком состоянии разум полностью отключается.

Спокойствие несет массу преимуществ. Вспомните ситуацию, когда на ваших глазах вступали в конфликт два человека: при этом один кричал и топал ногами, а второй был спокоен и дружелюбен. Кому вы симпатизировали больше? Это работает. Мы склонны уважать спокойных людей, потому что инстинкты говорят нам: «Это вожак. Он спасет нас».

Спокойствия можно добиться в трех случаях:

  • Предупредить его (заранее настроиться).
  • Бороться с ранней раздражительностью (не дать эмоциям выйти из-под контроля).
  • Бороться со злостью (когда эмоции вышли из-под контроля, но гнев еще не наступил).

Лучшей стратегией, безусловно, будет первая. Но если не получилось, есть еще две возможности все исправить.

Желаем вам удачи!