ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Подход к разрешению конфликтов по методу IBR


conflict

Конфликты — это неизбежная часть нашей жизни. Они случаются повсюду и в любое время. Наверняка вы знаете людей, которые слишком часто вступают в такие ситуации и страдают от их последствий. И печально даже не количество конфликтов, а то, что эти люди не знают, как их грамотно разрешить. Если вышенаписанное справедливо и по отношению к вам — читайте статью.

Разрешение любого конфликта может сделать ситуацию еще более положительной, чем она была до него. Например, вы можете увидеть, какие скрытые проблемы существовали и вытащить их на поверхность. Существуют и другие преимущества:

  • Улучшение взаимопонимания. Когда вы проходите через конфликт и разрешаете его, то в итоге узнаете о людях много нового.
  • Улучшение сплоченности. Эмоции, которые вы потратили в ходе конфликта, могут сослужить хорошую службу, потому что вы через многое прошли и сблизились с другой стороной.
  • Повышение самопознания. Вы начинаете понимать свои мотивы, недостатки, образ мышления и манеру поведения.

Помните, что эти преимущества станут возможными только в случае эффективного разрешения конфликта.

Метод IBR

Роджер Фишер и Уильям Ури разработали этот метод в 1981 году. Они были едва ли не первыми, кто утверждал, что для успешного разрешения конфликта необходимо отделить человека от проблемы. Такой подход гарантирует, что в этом случае две стороны будут относиться к друг к другу с пониманием и уважением.

Рассмотрим подробнее стратегию, которую предлагают Фишер и Ури. Они разработали шесть шагов, которые помогут разрешить большинство конфликтов.

Рассмотрим каждый из них по отдельности.

1

Убедитесь, что хорошее взаимопонимание — ваш главный приоритет

Это ключевой момент. Если вы просто хотите уничтожить вторую сторону, то это сложно назвать успешным разрешения конфликта. Если вы имеете дело с другом или близким вам человеком, хорошие взаимоотношения — это самое важное. Исходя из этого, стоит строить свою стратегию.

Общайтесь с уважением, даже если вам больно, иначе через какое-то время пожалеете о сказанных словах. Также помните, что у вас не спор, а дискуссия. Не переходите рамки. Исключите агрессию и сарказм.

2

Отделите человека от проблемы

Постоянно напоминайте себе и другому человеку о том, что вам нужно найти решение проблемы, а не переходить на личности. Точка зрения и мнение могут поменяться, а это возможно только в том случае, если вы не намекаете человеку: «Твоя мысль —  глупая, значит ты дурак». Глупыми мысли наверняка бывают и у вас, но дураком вы себя вряд ли считаете. Поэтому позвольте человеку ошибиться и даже не признавать своей ошибки.

3

Прислушивайтесь к чужому мнению

У каждого человека есть свои интересы, нужды, беспокойства и опасения. Исходя из них, он произносит то, что произносит. Может быть он вовсе не хочет идти на конфликт, а желает быть выслушанным и понятым. Поэтому прежде всего слушайте и делайте это очень внимательно. Иногда даже участливого разговора достаточно, чтобы человек сам пошел на компромисс.

Мнение другого человека может не совпадать с вашим, но тем не менее если человек поймет, что вы к нему прислушиваетесь, у вас даже повода для конфликта не будет.

Прививайте себе эмпатию и развивайте терпение.

4

Сначала слушайте, затем говорите

Эта стратегия исходит из предыдущей. Мы слишком сильно хотим что-либо сказать и когда получаем ответное желание, возникает конфликт. Умение слушать является одним из самых важных для эффективной коммуникации.

Что означает уметь слушать? В психологическом смысле это означает уважение. А если человек чувствует, что его уважают, агрессия сойдет на нет спустя несколько минут.

Пытайтесь выстроить свою речь таким образом, чтобы учесть сказанное собеседником, а не просто высказать все, что вы бы сказали все равно. Учитывайте язык тела, интонацию и думайте над тем, что заставило человека сказать именно это.

  • Говорите «Я» вместо «Ты». Это поможет избежать обвинительного тона.
  • Оставайтесь гибким и подстраивайтесь под обстоятельства.
  • Изъясняйтесь понятно.
  • Выражайте свои эмоции четко.
5

Изложите факты

Этот совет кажется очевидным, но в пылу конфликта люди переходят на взаимные оскорбления и забывают о причинах ссоры. Поэтому всегда возвращайте диалог в правильное русло.

Конечно, факты могут быть вполне субъективными. Если так, то скажите человеку, что это не факт, а его мнение. Старайтесь при этом вести себя уважительно и не провоцировать собеседника на негативные эмоции.

Также изучайте логику для того, чтобы формулировать свои фразы четко и делать правильные умозаключения.

6

Изучите варианты вместе

Легко забыть, что вам обоим нужно найти решение. Поэтому обсудите с собеседником все возможные варианты. Помните, что решение должно строиться по системе «Выиграл — Выиграл». Изучайте искусство переговоров для того, чтобы учиться находить вместе лучшее решение, после которого ни у одной стороны не останется неприятного ощущения.

Желаем вам удачи!