Пирамида эффективности – это один из новых, достаточно необычных подходов в тайм-менеджменте. А основывается этот подход на уже проверенной временем теории мотивации Абрахама Маслоу. Вы наверняка слышали про пирамиду потребностей Маслоу (если нет, тогда можете посмотреть наш урок по психологии мотивации). В своей пирамиде все потребности человека знаменитый психолог распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. К примеру, когда нам негде жить и нечего есть, мы не будем думать об одобрении со стороны окружающих, а эстетические проблемы уходят на второй план, когда мы не избавимся от чувства страха и т.п. Теория Маслоу обычно используется в психологии и теории менеджмента, но почему бы ее не использовать в управлении личной эффективностью. Давайте выстроим нашу деятельность в иерархии Маслоу.
Первый уровень: организация физического пространства
Для хорошей работы мы должны ощущать чувство комфорта и иметь под рукой всё необходимое. К примеру, если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, им следует купить ему хороший большой стол, а также удобную систему хранения книг, тетрадей, записей и т.д. Если всего этого не будет, то ребенку станет трудно поддерживать чистоту, ему будет неудобно учиться, и он будет постоянно искать возможность заняться чем-то более приятным и комфортным. Что верно для школьника, то верно и для студента, офисного работника, производственника (смотрите систему 5S) и даже для человека творческой профессии.
Второй уровень: организация информации
На этом уровне пирамиды эффективности важно организовать движение и хранение различного рода информации. К примеру, систематизировать входящие документы можно следующим образом: выбросить, выполнить, сохранить. Для каждого проекта (как, впрочем, и для любого вида деятельности) нужно создавать отдельные папки (электронные или бумажные), внутри папок можно делать другие папки и т.д. Если вы научитесь управлять входящей информацией, то можно переходить к третьему уровню, непосредственно к тайм-менеджменту.
Третий уровень: планирование, приоритеты и исполнение
Данный уровень, по сути, является тем, что мы называем управлением временем. Он состоит из планирования, расставления приоритетов и исполнения задач, которые мы перед собой ставим. На этом уровне мы должны учиться управлять своим выбором, определяя для себя, что именно мы будем делать в каждый конкретный момент.
Четвертый уровень: соответствие целей и действий
Организовав физическое пространство и потоки информации, научившись расставлять приоритеты и планировать, можно переходить к следующему уровню – постановке целей. Чтобы ставить цели правильно, можно воспользоваться техникой SMART и пирамидой Франклина. Эти техники помогут ставить цели, которые будут соответствовать тому, что вы действительно хотите, а главное, будут удобными для достижения.
Пятый уровень: использование новых возможностей
После того, как вы прошли все предыдущие уровни «пирамиды эффективности Маслоу», вы попадаете на самую ее вершину, когда перед вами, как перед способным работать эффективно человеком, открываются новые возможности. Теперь вы можете строить стратегические планы, искать новые увлечения, думать глобально.
Вот такая необычная система тайм-менеджмента, о которой вы можете прочитать в книге Тамары Майлс «Пирамида эффективности. От разрозненных техник к цельной системе».