Одной из самых древних классификации способов убеждения является концепция древнегреческого мыслителя Аристотеля, которая делит все возможные аргументы выступающего всего на 3 группы: этос, логос и пафос. Ниже вы узнаете, что означает каждый из трех элементов, а также получите представление как правильно их применять во время публичного выступления.
Немного из истории риторики
Аристотель был одним из первых людей, который посвятил приемам и принципам риторики целую книгу. Эта книга так и называется – «Риторика». По мнению древнегреческого исследователя, риторика так же мало, как и диалектика, «имеет дело с какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни». Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все и на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности. Понимая риторику именно таким образом, Аристотель определяет её как способность находить возможные способы убеждения, что и является предметом данной статьи.
Согласно классификации знаменитого античного мыслителя, которую он предложил еще IV веке до нашей эры, всю нашу аргументацию можно разделить на 3 группы: пафос, логос и этос. Критерием этого деления выступают разные начала человека: чувственное, умственное и нравственное, — которые он использует для убеждения слушателей. Давайте рассмотрим подробнее значении каждой из этих категорий по-отдельности.
Логос (в переводе с греческого — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Логосом принято называть словесные средства, использованные выступающим для реализации замысла речи, а также для понимания речи слушателями. Если пытаться абстрагироваться от остальных составляющих речи, то логосом можно называть просто текст написанный на бумаге и содержащий в себе только лишь логическую цепочку суждений автора.
Пафос (в переводе с греческого — «возбуждение», «страсть», «воодушевление», «страдание») — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Пафосом принято называть все элементы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателей.
Этос (в переводе с греческого – «характер», «нрав», «душевный склад») — в античной философии обозначал привычки, нравы, темпераменты, обычаи. Этос как более устойчивый нравственный элемент аргументации, часто противопоставляется пафосу, как временному душевному переживанию. Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации (логосе), слушатели могут не воспринять. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками коммуникации (выступления, спора и т.п.).
Интерпретации специалистов
Для лучшего понимания этих трех категорий, вы можете прочитать, что по этому поводу говорили некоторые специалисты в области риторики и красноречия:
«Этос – этическая, нравственная позиция человека, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету высказывания; этос самым прямым образом соотносится с чувством гражданской ответственности за сказанное или написанное слово. Логос – та важная для людей мысль, идея, которая должна стать предметом их активного размышления и усвоения на диалектическом уровне. Пафос – это соответствующая ситуации, цели высказывания форма речевого выражения, в наибольшей степени способствующая пониманию и усвоению смысла высказывания» (Иванова С.Ф.).
«В древней риторике использовались понятия: этос – нравственное начало; логос – мысль, заключенная в речи; пафос – чувство, воодушевление, вложенное в речь» (Львов М.Р.).
«Под словом этос античная традиция понимает те условия и соглашения, на основании которых ритору дозволено действовать. Под словом пафос понимается замысел речи. Пафос ритора есть внесение новизны в тему и форму речи и представляет собою детализацию темы и формы, т.е. индивидуального акта речи. Под словом логос – словесное наполнение замысла, элокуция» (Рождественский Ю.В.).
Как применять данные способы аргументации в жизни
Конечно, эта классификации аргументов Аристотеля имеет в большей степени обобщающий теоретический характер. Однако она все-таки позволяет сделать ряд выводов, которые могут пригодиться оратору на практике:
Во-первых, еще древние греки понимали, что в аргументации слово («логос») зачастую играет не самую главную роль. Убеждать противника в споре и публику можно также и нравственными, и эмоциональными посылами.
Во-вторых, Аристотель показывает важность использования всех элементов аргументации вместе. Чтобы ваша речь была гармоничной и убедительной, она должна содержать все необходимые элементы:
- нравственные (правильный и уместный выбор темы, аргументации, способов обращения к аудитории и сопернику);
- логические (план речи, полнота содержания, словестные приемы, софизмы);
- эмоциональные (интонация, мимика, жесты, призывы, восклицания).
В-третьих, «пафос, логос и этос» достаточно четко разделяют принципы аргументации в риторике, чтобы оратор хорошо понимал, что именно ему можно изучать, какие навыки полезно тренировать. На примере нашего тренинга по ораторскому искусству: некоторые важные приемы пафоса разобраны в уроке №4, элементы логоса вы найдете в уроках №2 и №3 , а вопросы этоса присутствуют в первом уроке.
Отзывы и комментарии
Если вы хотите поделить своими мыслями по вопросам концепции Аристотеля, то можете оставить комментарии в форме ниже.