ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Неявное знание


Можете ли вы, будучи руководителем, объяснить кому-нибудь, что такое – быть лидером? Или как создавать инновационный дизайн? Это те еще задачи, потому что некоторые аспекты того или иного навыка сложно передать устно или письменно. В таких случаях речь идет о неявном знании.

Неявное знание – знание, которые трудно передать другому лицу при помощи записи информации или личного разговора. Например, то, что Лондон находится в Великобритании, является частью явного знания, потому что это может быть записано, передано и понято получателем этой информации.

Но есть навыки, которые очень трудно передать при помощи стандартных способов записи или личного объяснения:

Подобным навыкам сложно обучить человека, если пользоваться стандартными методиками.

Почему передача неявных знаний имеет большое значение?

Неявное знание является важным стратегическим ресурсом, который помогает в решении задачи или и вовсе является единственным способом ее решить.

Вот некоторые причины, по которым важно раскрывать и передавать неявные знания отдельным людям, командам и организациям.

  1. Если мы сможем выявить как неявные, так и явные знания экспертов по предмету, то будем лучше подготовлены к тому, чтобы помочь новичкам осваивать новые навыки. Любой эксперт обладает сильной интуицией, но не каждый может передать данную ценную информацию. Для этого нужны нестандартные стратегии.
  2. Когда человек с большим опытом увольняется, компания теряет большое количество денег, потому что не знает, как передать знания тому, кто заменит эксперта. Восполнение этого пробела в знаниях может быть дорогостоящим, трудоемким, а порой и попросту невозможным процессом. Поэтому компании крайне заинтересованы в новых способах передачи информации от одного человека другому.
  3. Так как неявные знания не могут быть записаны на бумаге, есть вероятность, что они потеряются.

Теперь давайте посмотрим, какие существуют стратегии и советы для передачи неявных знаний. Это особенно актуально не столько тем, кто хочет обучиться новому навыку, сколько педагогам, которые стремятся улучшить свои профессиональные способности.

Способы для передачи неявных знаний

Если так трудно передать неявное знание при помощи собственного языка или текста, то как каким образом это можно сделать? Некоторые стратегии, перечисленные ниже, позволят вам сделать вывод о неявных знаниях из историй, бесед и социальных взаимодействий. При помощи других стратегий вы научитесь передавать неявное знание при помощи практики, опыта и осознанного отражения.

1

Используйте интернет-сообщество

Форумы и группы в соцсетях зачастую более информативны и полезны, чем отраслевые конференции. Суть в том, что их социальная природа предполагает возможность обучаться новому навыку в общении с несколькими людьми и дискурсов между участниками, когда рождаются вопросы и поднимаются темы, которые могут не учитываться при прямой односторонней передаче информации.

Социальные сети – более эффективный способ передачи неявных знаний, чем отдельные взаимодействия лицом к лицу, по мнению некоторых педагогов. С помощью платформы для совместной работы, каждый человек становится узлом в сети распространения знаний, увеличивая свою способность передавать другим неявную информацию.

2

Наглядно покажите, как выполняете свою работу

Если вы хотите передать неявное знание, то покажите на личном примере как можно выполнить работу или продемонстрируйте свой навык. Эта стратегия требует выхода за рамки поверхностных процедур в более глубокие аспекты опыта человека.

Другой подход: возьмите лист бумаги и напишите обо всем, что делаете. Делясь достаточной информацией о том, как вы выполняете работу, можно заставить учеников почувствовать, распознать и приобрести неявное знание.

3

Научитесь рассказывать истории

Сейчас мы наблюдаем бум сторителлинга. Вы можете найти много статей, подкастов и видеороликов о значении историй и того, как человеческий мозг реагирует на них. Они используются в бизнесе, рекламе, обучении и многих других областях.

Вас не должно удивлять то, что истории считаются эффективным способом для захвата внимания и передачи неявных знаний. Они преобразуют информацию, позволяют понять контекст. Главное – смысл, а не факты.

4

Отслеживайте выученные уроки

Некоторые организации ввели официальный процесс записи извлеченных уроков, чтобы другие могли получить выгоду из того опыта, которого у них еще не было.

По сути, извлеченные уроки могут быть более полезными, чем рассказывание историй, ведь представляют собой демонстрацию реального опыта.

Рассмотрите возможность создания аудио- или видеозаписей с разбором полетов и описанием того, какие уроки вы извлекли из своих ошибок. Создайте базу данных, добавляйте метаданные для улучшения поиска.

5

Используйте накопленный опыт

Существует методика для педагогов и наставников под названием-аббревиатурой OPPTY. Расшифровывается как наблюдение (observation), практика (practice), партнерство (partnering) и умение брать ответственность (taking responsibility).

Это стратегия для получения неявных знаний при помощи накопленного опыта.

  • Ученик внимательно наблюдает за тем, что делает наставник или учитель.
  • Ученик пытается повторить увиденное и при этом получает обратную связь.
  • В фазе партнерства, наставник и ученик работают вместе, чтобы решить какую-либо проблему.
  • В последней фазе ученик берет на себя ответственность за выполнение части роли эксперта.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook