Вам знакомо чувство, когда вы совсем недавно познакомились с человеком, но уже не помните, как его зовут? Или когда вы выступаете с речью и вдруг забыли, о чем должны сейчас сказать? Или вы студент и вам приходится сидеть целую ночь за учебниками, чтобы запомнить те или иные даты событий или новую терминологию? После прочтения статьи, справляться с этими проблемами станет гораздо проще. Ещё вы научитесь запоминать колоду игральных карт. Или несколько колод.
Если вы ещё не знакомы с базовыми принципами мнемотехники, прочтите эту статью.
Запоминаем имена новых знакомых
При запоминании слов или чисел методом Цицерона мы выделяли опорные образы и строили дворцы памяти. При запоминании иностранных слов опорным образом служило само слово. Что же будет являться опорным образом при запоминании имени?
Лицо вашего нового знакомого. Приглядитесь к нему (но не смутите его долгим высматривающим взглядом!). Выделите в нём что-то особенное: шрам, необычную оправу очков, серьги (только в случае, если это украшение носится постоянно) и т.д. Если лицо самое обычное, то ничего страшного, просто постарайтесь запомнить его или какую-то его часть. Это и будет ваш опорный образ для запоминания имени.
Придумайте образ к имени. Это может быть ассоциация с другими носителями этого имени или фонетическая ассоциация. Например, вашего лучшего друга зовут Алексей, и он занимается боксом. Тогда образом для имени Алексей будут боксёрские перчатки. Для имени Артур – меч (у меня возникает ассоциация с экскалибуром – легендарным мечом короля Артура). Для имени Борис ассоциацией может быть барбарис, для Агаты – агат.
Соедините образ имени с какой-либо частью лица человека, с которым вы познакомились. Например, пусть в вашем воображении из очков у Артура будет торчать меч.
Также можно использовать метод историй: допустим, человека зовут Николай. Представьте как он безуспешно (или успешно!) пытается побороть Николая Валуева. Только не засмейтесь, когда будете представлять, получится очень некрасиво. Потренируйтесь придумывать такие истории дома.
Если вы часто знакомитесь с кем-то, то имеет смысл придумать образы к распространенным именам заранее, а не делать это непосредственно при знакомстве.
Совет: Чаще называйте ваших новых знакомых по именам. Это поможет укрепить их в памяти, а также расположить собеседника.
Речь выступления
Согласитесь, оратор, выступающий без текста в руках, не отвлекающийся на прочтение очередного тезиса, вызывает у публики больший отклик. Если вы будете хорошо помнить свою речь, то будете чувствовать себя увереннее.
Шаг первый: Вы можете запомнить речь дословно, но я крайне не рекомендую этого делать. Это займёт значительно больше сил и времени, а речь будет выглядеть неестественно. Выделите в своей речи основные тезисы. Сделайте краткую выжимку из текста: вам нужно выписать слова, которые будут наталкивать вас на мысль.
Шаг второй: Создайте дворец памяти и разместите в нём слова-идеи в нужном порядке.
Шаг третий: Попробуйте воспроизвести свою речь и добавьте дополнительные образы к основным, если это необходимо. Допустим, вам нужно рассказать о странах-лидерах по выращиванию кукурузы. Вы присоединили к опорному образу кубок (моя ассоциация со словом «лидерство»), который насадили на кукурузу. Теперь вам нужно добавить к нему образы стран, чтобы вы смогли их перечислить и ничего не забыть. Над пропастью свисает, держась одной рукой за кукурузу, Дональд Трамп (ассоциация с США), в его ногу испугано вцепилась панда (Китай), а панду снизу обхватила девушка с бразильского карнавала (Бразилия, соответственно). Называем образы от верхнего к нижнему и получаем тройку лидеров.
Шаг четвертый: Убедитесь, что вы помните все основные пункты вашей речи. По несколько раз пройдитесь по маршруту в своём дворце памяти, чтобы потом быстрее воспроизводить речь. Не обязательно каждый раз проговаривать всё. Этим вы будете заниматься позже, а сейчас вам нужно только закрепить образы в памяти и научиться быстро перемещаться по дворцу памяти.
Важно! Прорепетируйте вашу речь перед зеркалом. Если вы движетесь по маршруту во дворце памяти и при этом закрываете или закатываете глаза, произносите протяжное «э-э-э-э-э» и т.п. — тут же пресекайте это. Делайте паузу после каждого тезиса, чтобы слушатели могли его обдумать и проанализировать, а сами тем временем вспоминайте следующий пункт вашей речи. В идеале никто не заметит ваших манипуляций и будет думать, что вы потратили много часов на запоминание.
Термины и определения
За опорный образ берём ассоциацию с запоминаемым понятием. Например, социальный институт. У меня это представляется как здание МГУ (это университет, но у меня вполне себе ассоциируется с институтом), по которому ползут люди (социум) или на котором есть коммунистическая символика (социализм).
Само определение: Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
«Исторически сложившаяся» – представляем как кто-то, ассоциирующийся с историей (Ленин или Иван Грозный, например), пристраивает к зданию МГУ, по которому ползут люди, ещё один корпус («складывает» для меня близко по значению к «строит»).
«Устойчивая форма» – представляем, как где-то посреди стройки нового корпуса стоит большая чугунная форма для выпечки (большая и тяжёлая = неподвижная = устойчивая).
«Организации совместной деятельности людей» – для меня организация = упорядоченность и рациональное устройство. Представляем, как вокруг нашей огромной формы для запекания стоят люди и слажено (организация) предают друг другу кирпичи по цепочке (совместная деятельность).
«Реализующих определенные функции в обществе» – один из людей, передающих кирпичи, вдруг начинает рисовать график функции на доске, а вокруг него огромная толпа (общество).
«Главная из которых — удовлетворение социальных потребностей» – на доске с графиком стоит пьедестал, на котором возвышается пара людей, бурно что-то обсуждающих (первая мысль, когда я слышу о социальных потребностях – потребность людей в общении).
Именно так я (подчеркиваю – я, у вас, скорее всего, будут другие ассоциации) запомнил бы это определение. Я запомнил его практически дословно, вы же можете опускать некоторые части определения, если они вам и без того понятны или дословная точность не требуется.
Игральные карты
Процесс запоминания карт схож с запоминанием цифр. Нам нужно придумать слово-образ к каждой карте.
Для карт с цифрами (2-10):
Первая буква определяется мастью карты. Пики – «п», червы – «ч», бубны – «б», трефы – «т». Вторая по числовому значению карты с помощью БЦК.
Например: семёрка пик – песец, двойка треф – тетерев, тройка червей – Чак Норрис.
Десятке соответствуют «г» и «ж» (первая цифра в числе 10 – 1).
Для остальных карт можно придумать образы так же, как описано выше. Но можно сделать по-другому: попробовать придумать прямые ассоциации (дама пик – Пушкин, червовый туз – червь). А у каждого короля на игральных картах есть исторический прототип: Цезарь, Карл Великий, библейский царь Давид и Александр Македонский. Если вам удобно их представлять – пожалуйста.
Затем размещаем образы во дворце памяти – готово.
Исторические даты
Опорный образ – само событие. Например: Ледовое побоище – озеро, покрытое льдом, на котором находится войско.
Теперь добавляем саму дату: на замерзшем озере половина прикрылась щитами, а вторая половина бьёт сверху гитарами. Трансформируем в цифры: «г», «т», «щ», «т» = 1242. Сверху над озером может нависать огромный пакетик чая (04), привязанный к рулону обоев (05), висящих в невесомости. Тогда сверху вниз выходит 5, 4, 12, 42 = 05.04.1242.
Ещё один пример: образование Соединенных Штатов Америки. Дональд Трамп (образ США) держит в руках штаты (другой смысл этого слова – нарукавный знак различия, установленный в Военно-Морском Флоте) и сдавливает их (образует единое целое). И ему не мешает, что на его плечах стоит слон, хоботом держащий вырывающегося гуся, вцепившегося клювом в большую осу, на крылья которой прикреплен пакетик чая. Читаем сверху вниз: 04.07.1776 – образование Соединенных Штатов Америки.
Месяцы можно запоминать как числа (октябрь – 10 и т.д.), а можно придумать к ним смысловые ассоциации: сентябрь – школьный звонок (или ученик в школьной форме), май – шашлык (его часто готовят на майских праздниках) и т.д.
Попробуйте запомнить какого-нибудь исторического деятеля (лучше нескольких) и пять-семь связанных с ним(и) событий. Вы удивитесь насколько это просто!
Тренируйтесь и пусть ваша память вас никогда не подводит.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин