ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Кризисная психология


кризисная психология

Согласно англоязычной Википедии, кризисная психология (crisis intervention, кризисное вмешательство, кризисная интервенция, кризисная психотерапия) – это немедленная краткосрочная психологическая помощь, направленная на то, чтобы помочь человеку в кризисной ситуации восстановить равновесие в биопсихосоциальном функционировании и свести к минимуму вероятность возникновения долгосрочной психологической травмы. Кризис, в свою очередь, можно определить как восприятие или переживание события или ситуации как невыносимую трудность, которая превышает текущие ресурсы человека и механизмы преодоления.

Кризис

Кризис может происходить на личном или общественном уровне. Личная травма определяется как опыт человека в ситуации или событии, в котором он чувствует, что исчерпал свое умение справляться с ней и ощущает потерю самоуважения, социальной поддержки и контроля. Это могут быть ситуации, когда человек, к примеру, испытывает угрозы, становится свидетелем убийства или переживает личную потерю.

Социальная или массовая травма затрагивает большую группу или общество. Это такие случаи как террористические атаки и стихийные бедствия.

Признаки реального кризиса:

  • гиперчувствительность;
  • низкая концентрация;
  • неуверенность в себе;
  • неспособность справляться с проблемами;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • отсутствие интереса к социальной деятельности;
  • физические симптомы: тремор, головокружение, слабость, озноб, обмороки, головная боль, потливость, усталость;
  • эмоциональные симптомы: апатия, депрессия, раздражительность, беспокойство, паника, безнадега, гнев, страх, вина, отрицание.

По отдельности эти признаки могут ничего не значить, но вместе являются достаточным основанием для того, чтобы в контексте ситуации  сделать вывод о необходимости кризисного вмешательства.

Пять универсальных принципов кризисной психологии

Первый принцип: так как есть вероятность, что жертва кризиса начнет деструктивное лечение, нужно провести вмешательство как можно быстрее.

Второй принцип: необходимо предоставить жертвам инструменты, необходимые для приведения себя в порядок и нормальное состояние, в дополнение к возможному независимому функционированию.

Третий принцип: облегчить понимание события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства о пережитом опыте.

Четвертый принцип: консультант должен помогать жертве в решении проблем в контексте ситуации и вызванных чувств. Это необходимо для возвращения уверенности в своих силах.

Пятый принцип: снабдить жертву работающими методами, которые она сможет применять самостоятельно в дальнейшем. Это поможет человеку самостоятельно справиться с пережитым в дальнейшем.

Методы и стратегии кризисной психологии

Общий подход к кризисному вмешательству объединяет многочисленные инструменты, оценки и процедуры. Познакомимся с каждым из них отдельно.

1

Этап оценки

Первым шагом является этап оценки; это делается путем определения потребностей жертв, других вовлеченных лиц, оставшихся в живых, их семей и скорбящих членов семьи.

Необходимо провести три типа оценок:

  1. Первая – оценка сортировки, которая представляет собой определение соответствующих дальнейших действий: неотложная стационарная госпитализация, амбулаторное лечение или частный терапевт.
  2. Оценка кризиса, которая заключается в сборе информации о его состоянии, окружающей среде и межличностных отношениях человека для урегулирования нынешнего кризиса. Этот шаг помогает облегчить разработку эффективного и соответствующего плана лечения.
  3. Биосоциальная и культурная оценка. Нужно определить текущий уровень стресса, влияния ситуации, состояние проблемы пациента и тяжелый кризисный эпизод.
2

ACT

Модель кризисной интервенции ACT была разработана А. Р. Робертсом после событий 11 сентября 2001 года. Первый этап (оценку) мы представили выше.

Цель этапа кризисной интервенции (второго) в модели ACT Робертса заключается в разрешении проблем клиента – стресса, психологической травмы и эмоциональных конфликтов. Это нужно делать с минимальным количеством контактов, поскольку кризисное вмешательство ограничено по времени.

Модель состоит из семи шагов.

Первый шаг: оценка человека, который находится в состоянии кризиса или страдания от последствий кризиса.

Консультант должен планировать и проводить тщательную биопсихосоциальную оценку опасности; это необходимо сделать незамедлительно во время прибытия пациента. После определения летальности необходимо установить связь с пациентом.

Второй шаг: изучение кризисной ситуации человека.

Следующий этап – выявить проблему, включая то, что привело к кризису. На этом этапе важно, чтобы пациент мог рассказать историю своими словами.

Третий шаг: понять, какой стиль (копинг-стратегию) для преодоления стресса использует человек.

В то время как он описывает ситуацию, специалист по вмешательству должен разработать концептуализацию «модального стиля преодоления» клиента, который, скорее всего, будет нуждаться в корректировке по мере того, как появляется больше информации.

Четвертый шаг: изучение эмоций и преодоление неадекватного адаптивного стиля.

На этом этапе чувства пациента будут превалировать, поэтому обращение с ними будет важным аспектом вмешательства. Управляя чувствами, консультант должен позволить клиенту выразить свою историю и исследовать чувства и эмоции посредством активного прослушивания и проверки. Здесь нужно изменить неадекватные мысли и убеждения пациента.

Пятый шаг: обучение жертвы лучшим копинг-стратегиям.

Жертва и консультант должны начать совместное изучение альтернатив для преодоления стресса. Консультант также обязан убедить пациента в том, что его предыдущие копинг-стратегии хоть и работали раньше, сейчас работают неэффективно.

Шестой шаг: разработка конкретного плана лечения.

Цель на данном этапе – сделать план лечения максимально конкретным и простым для пациента.

Седьмой шаг: организация последующего контакта.

Организовать последующий контакт с клиентом для оценки его посткризисного состояния.

3

SAFER-R

Модель SAFER-R зачастую используется вместе с ACT. Она состоит из 5 этапов.

  1. Стабилизация состояния. После знакомства с пациентом, необходимо убедиться, что его базовые потребности удовлетворяются в условиях безопасности.
  2. Признание состояния. Консультанту нужно выслушать историю пациента о том, «кто», «что» и «когда». Если пациент будет отклоняться от темы, необходимо возвращать его к перечислению фактов. При этом нельзя отрицать его чувства и состояние.
  3. Содействие пониманию. Консультант должен поощрять пациента выражать сложные эмоции. Перефразирование содержания для лучшего понимания сказанного. Это период нормализации: нужно приписать реакцию и эмоции ситуации, а не личной слабости.
  4. Поощрение адаптивного преодоления. Консультант должен определить личные инструменты управления стрессом. Эти методы могут включать психорегуляцию, диету, избежание стрессоров, обучение релаксации, физические упражнения.
  5. Восстановить функционирование. Консультант должен оценить способность человека безопасно вернуться к обыденным условиям жизни.
4

10 шагов по протоколу Лернера и Шелтона

Всесторонний взгляд на то, как лечить кризисную травму, придумали Лернер и Шелтон (2001). Он состоит из десяти этапов.

  • Первым шагом является оценка опасности/безопасности – как для жертвы, так и для консультанта.
  • Затем консультант рассматривает физические и перцептивные механизмы травмы.
  • После оценки травмы следует оценить уровень отзывчивости жертвы.
  • Если существуют какие-либо медицинские потребности, этот вопрос следует решить сразу.
  • Свидетели кризисной ситуации также должны быть осмотрены на предмет психологической травмы.
  • После того как оценка ситуации будет завершена, консультант должен представиться, указать свою должность и начать выстраивать взаимопонимание с пациентом.
  • Хорошее взаимопонимание позволяет использовать более гибкий подход к лечению человека: это можно сделать, попросив пациента рассказать свою историю.
  • Консультант оказывает поддержку посредством активного и чуткого слушания.
  • Консультант должен нормализовать, подтвердить и высветить индивидуальные эмоции, стресс и копинг-стратегии пациента.
  • Специалист по вмешательству должен «привести» человека к настоящему, описать будущие события и предоставить поддержку по мере необходимости.

После оценки кризисной ситуации и применения кризисных вмешательств, цель заключается в устранении стрессовых симптомов, поэтому необходимо лечение травматического опыта.

5

Психологический дебрифинг

В книге «Кризисная психология» автор Л. А. Пергаменщик предлагает несколько методов кризисного вмешательства. Один из них – психологический дебрифинг.

Это групповая терапия. Группа состоит из людей, которые вместе пережили одинаковое стрессовое событие.

Суть дебрифинга состоит в том, чтобы слушать, говорить, принимать решения и обучаться копинг-стратегиям. От консультанта требуется участие на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики, контроль за перемещением членов группы и контроль за временем.

Структура дебрифинга:

Первая часть: проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса.

Вторая часть: детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки.

Третья часть: мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

 

Ключевые слова:,