Умение слушать является одним из самых важных и недооцененных. То, насколько эффективно вы умеете слышать человека и воспринимать информацию, может повлиять на успех в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Сегодня таким навыком обладает небольшой процент человечества, потому что каждому кажется, что его точка зрения незыблема и основана на личном опыте и фактах. На самом деле это далеко не так, а правда зачастую бывает с разными оттенками. К тому же слушать намного важнее, потому что так вы сможете узнать больше, нежели просто потратить час своей жизни и высказать точку зрения, которую и так знаете.
Зачем нужно слушать и слышать? Например:
- Получить информацию.
- Понять информацию или точку зрения.
- Для наслаждения.
- Для обучения.
Особого секрета здесь нет: для того, чтобы научиться слушать, нужно практиковать это каждый день. Вам нужно проявлять сознательные усилия для того, чтобы не только слушать, но и слышать собеседника.
Помните, что вам совсем необязательно соглашаться с человеком для того, чтобы прослыть хорошим слушателем. Этот навык означает понять точку зрения человека без осуждения и прерываний.
Исследования подтверждают, что в любом диалоге человек обращает внимание на 25% сказанного. Эта гнетущая цифра только подтверждает то, что мы не умеем слушать. При этом эти цифры даже не учитывают то, что мы не умеем или не хотим считывать язык тела собеседника, а ведь эта информация подчас даже важнее слов. Иногда нам даже кажется, что мы поняли главную мысль и перестаем слушать. А что если не поняли? Словом, изучайте навыки активного слушателя и получайте от диалогов максимум.
Есть пять ключевых техник для приобретения умения активно слушать.
Обратите свое внимание
Чтобы вы не просто воспринимали информацию, а воспринимали ее осознанно и активно, заставьте себя обратить внимание на человека:
- Посмотрите прямо на собеседника.
- Уберите отвлекающие мысли.
- Не опровергайте умственно информацию.
- Избегайте внешних раздражителей.
- Считывайте язык тела собеседника.
Покажите, что слушаете
Это важно, потому что в этом случае собеседник воодушевится и сможет стать более откровенным. У всех людей есть внутренние барьеры и опасения, поэтому если человек видит, что его слушают, он доверяет, раскрывается и предоставляет больше информации.
Используйте свой язык тела для того, чтобы показать собеседнику, что слушаете его:
- Кивайте время от времени.
- Улыбайтесь и используйте другую мимику.
- Сделайте свою осанку более открытой, уберите угрожающие моменты.
- Поощряйте собеседника продолжать беседу.
Обеспечьте обратную связь
Наши персональные фильтры, суждения и убеждения могут исказить информацию. Ваша роль как слушателя — максимально объективно понять то, что он говорит. Размышляйте над тем, что было сказано без эмоций и задавайте вопросы.
- Вопросы должны прояснять ситуацию, а не запутывать: «Что вы имеете в виду, когда говорите…», «Это то, что вы сказали?».
- Периодически вслух подводите итог сказанному.
Избегайте суждений
Как только вы начинаете судить, то моментально перестаете слышать и воспринимать информацию. Все, что скажет человек в этот момент, будет отфильтровано вашим мозгом и вы начнете искать в его дальнейших словах подтверждения своих суждений и предположений. К тому же вы можете начать перебивать человека, что не укрепит ваши доверительные отношения.
- Позвольте собеседнику закончить речь прежде чем задавать вопросы.
- Не прерывайте собеседника контраргументами.
Реагируйте соответствующе
Активный слушатель уважает собеседника и старается понять его точку зрения.
- Будьте искренним, открытым и честным при ответе.
- Высказывайте свою точку зрения с уважением к чужой точке зрения.
Для того, чтобы стать активным слушателем вам потребуется максимальная концентрация. Поэтому хотя бы на время диалога отложите телефон в сторону и сосредоточьтесь. Помните, что умение слушать — это навык, который развивается так же, как и все другие. Вам нужна дисциплина и искреннее желание понять собеседника.
Желаем вам удачи!