Вежливые люди никогда не перебивают, а разумные знают, как это сделать правильно, если появилась острая нужда. Порой нужно заставить замолчать человека, который говорит странные и неприятные вещи в компании, либо же свернуть диалог, который вышел из-под контроля. Поэтому не прерывайте тех, кто вам дорог, но и не будьте буквоедом: исключения есть и будут всегда.
Прежде, чем перебить человека, вы должны четко понимать: для этого нужна очень веская причина. Заткнуть собеседника, чтобы рассказать свою увлекательную историю — не одна из них.
Вот несколько способов, которыми вы можете воспользоваться.
Вопрос
Простой и элегантный способ перевести разговор в иное русло, либо же заставить человека задуматься и помолчать.
Лучше всего задать закрытый вопрос, который не оставляет простора для творчества и воображения. Вряд ли человек пустится в размышления, если спросить его: «Вы врач?». Скорее всего, он ответит «да» и будет напряженно ждать, что вы спросите дальше. Второй и третий вопросы можно повернуть в любую сторону, в зависимости от ваших целей.
Оспаривание
Прервите человека, оспаривая то, о чем он говорил. Скажите ему, что он неправ, что у него ошибочные данные или что его рассуждения неверны. Сделать это нужно вежливо, ассертивно. Впрочем, если желаете занять доминирующее положение, прибавьте иронии или сарказма.
Оспаривание создает внутри собеседника неопределенность (особенно если он до этого долго говорил) и заставляет его защищаться. Данную тактику можно рекомендовать лишь в том случае, если человек этот вам неприятен, но с ним приходится находиться в одной компании длительное время.
Согласие
Используйте согласие для того, чтобы ослабить пыл собеседника. Скажите, что он полностью прав, выразите энтузиазм, хвалите его идеи и выводы. Некоторые люди теряют весь запал, когда им никто не противоречит, да еще и нахваливает.
Теперь вы можете изменить тему, потому что эта уже исчерпана.
Язык тела
Подавайте сигналы тела, которые говорят о том, что вы хотите взять слово. Используйте выражение лица, голову, руки, ноги и все тело. Чтобы все это выглядело естественно, обратите внимание на внутреннее желание вставить слово, а ваше тело все сделает само.
Например:
- Наклонитесь вперед
- Слегка откройте рот
- Выставьте руку вперед — как будто намереваетесь что-то схватить
- Поднимите брови
- Выставьте ладонь наружу в сигнале «стоп»
Прояснение
Прервите человека, чтобы разъяснить для себя, правильно ли вы его поняли. Скажите, что не совсем понимаете, что он имеет в виду, дословно повторите его слова, после чего выскажите свою интерпретацию. Лучше всего перефразировать сказанное, чем машинально повторить.
После того, как собеседник согласится, удерживайте контроль над ситуацией и не давайте ему говорить дальше. Завладейте темой.
Отвлечение
Отвлекайтесь от того, что вам говорит человек, выказывая полное безразличие. Это другой способ сказать «Я вас не слушаю». Затем, когда «собеседник» замолкает, перехватывайте инициативу и говорите то, что хотите.
Следует еще раз напомнить, что эта и подобные тактики можно использовать только в том случае, если человек ведет себя не совсем адекватно и заслуживает такого отношения.
Внешнее прерывание
Заранее запланируйте, что в определенный момент отвлечетесь на другого человека и подзовете его в компанию или подойдете к нему. Правда, можно сделать это и экспромтом, но следите за тем, чтобы это выглядело естественно.
Подготовка также важна и в том случае, если вам будет не на кого опереться. Тогда используйте гаджеты: пусть телефон подаст признаки жизни в определенный момент.
Эта тактика особенно хороша с теми людьми, с которыми вы не хотите портить взаимоотношения. Ведь это не вы отвлеклись, это вас прервали.
Власть
Используйте власть и внутреннюю силу:
- Доминирующий или силовой язык тела
- Сильные слова и убедительный язык
- Назовите человека по имени
- Используйте харизму
Разрешение
И наконец самый простой и эффективный способ. Боитесь прервать человека и показаться невежливым? Попросите у него разрешения. Как правило, это воспринимается позитивно. Ведь вы показываете, что знаете нормы морали, но тут просто вынуждены их нарушить.
Подобным образом можно попросить человека разрешение прервать диалог. Вряд ли вы получите в ответ: «Нет, этот диалог будет продолжаться!». Скорее всего, он изрядно удивится и не будет возражать.
Желаем вам удачи!