ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Жизненный цикл технологии


Любой продукт имеет свой жизненный цикл. Когда речь заходит о технологическом продукте, стоит понимать, что он переживает взлет, зрелость и упадок быстрее, чем обычные. Если он связан с инновациями, то какое время, по вашему мнению, будет выдерживать конкурентное преимущество? И каким образом можно получать максимальную прибыль на каждом этапе его жизни? В этой статье мы расскажем именно об этом.

О теории

Существует четыре фазы жизненного цикла технологии:

  1. Исследование и разработка.
  2. Подъем.
  3. Зрелость.
  4. Закат.

На первой стадии компания инвестирует средства во внутренние исследования и разработку нового продукта. На второй происходит первоначальный запуск и ранние продажи. На третьей продукт пронизывает весь рынок, он становится популярным, возникают конкуренты. На четвертой стадии он становится устаревшим.

Возьмем, к примеру, продукт компании Amazon – электронную книгу Kindle. Для его разработки компания привлекла огромное количество финансовых активов и выделила много времени. Однако благодаря природе этой технологии, у Amazon быстро появились конкуренты и стали предлагать похожие продукты за меньшую цену. Владельцы компании поняли, что патенты не смогут защищать их долгое время, поэтому прибегли к стратегии голубого океана — они старались выходить из конкурентной борьбы, каждый раз предлагая уникальный продукт или функцию: например, выпуск большого ассортимента читалок с сенсорными экранами, планшеты с цветными дисплеями, отличными приложениями для чтения книг и доступными моделями.

В этом отношении компания Amazon является блестящим примером понимания условий игры. Они не стали держаться за свои патенты, тратить время на судебные иски, а старались на шаг-два опережать конкурентов.

Применение модели

Рассмотрим каждую стадию жизненного цикла технологии отдельно.

1

Исследование и разработка

Это самая рискованная стадия, потому что здесь вы инвестируете время, деньги и ресурсы на то, что в итоге может не сработать.

Чтобы повысить вероятность успеха, предварительно вам нужно изучить и оценить рынок: достаточно ли много потребителей, которым действительно нужен ваш продукт? Согласится ли он заплатить такую цену? Окупятся ли все издержки?

Также изучите продукты, находящиеся на рынке сейчас и имеющие схожие функции с вашим. Насколько он уникален? Что такого он может предложить, чего нет у конкурентных товаров?

2

Подъем

Эта стадия описывает период жизни продукта, когда он вышел на рынок и получил первые признания. Длина стадии зависит от того, насколько быстро будет выпущен конкурентный продукт, чье качество лучше, а цена привлекательнее.

Самая главная цель здесь — крайне быстро принимать решения и продавать продукт, потому что конкуренты не дремлют. Это самая главная стадия, во время которой вы либо окупите свой продукт, либо потерпите неудачу.

Вы можете поднимать цену и получать прибыль, потому что аналогов на рынке просто нет. Однако стоит быть осторожным и проводить маркетинговые исследования: после какой ценовой планки продажи вашего товара начнут падать?

Так как на этом этапе вы не имеете конкурентов и быстро продаете свой товар, вам важно убедиться в том, что на производстве не случится сбой. В этом вам могут помочь три концепции производства:

Если свести эти сложные концепции к одному предложению, то они учат тому, как постепенно, шаг за шагом повышать качество производственных процессов и самого продукта без лишних расходов.

3

Зрелость

К этой стадии рынок принял ваш инновационный продукт. Рост стабилен, конкуренты начали выпускать похожие продукты.

Чтобы получить максимум из этой ситуации, вам нужно искать другие способы увеличивать прибыль из своей технологии. Выше мы уже говорили про Amazon, которому удалось удержаться на вершине даже при том, что его конкуренты продавали ридеры по меньшей цене. Вы также можете рассмотреть возможность слияния с другими компаниями, стратегический альянс или выход на новые рынки.

4

Закат

Закат случается, когда ваша прибыль останавливается в связи с действиями конкурентов: они предлагают более технологичные продукты и применяют эффективные маркетинговые стратегии.

На этом этапе вы отчаянно нуждаетесь в новых идеях. Проведите мозговой штурм с членами вашей команды и определите, какие продукты нужно начать создавать прямо сейчас. Поддерживайте творческое и инновационное мышление в коллективе.

Если вы четко поймете, в чем преимущество, недостатки и требования каждой стадии жизненного цикла продукта, то сумеете оставаться на плаву и приведете свою компанию к процветанию.

Желаем вам удачи!