В одном из своих писем Моцарт описывал творческий процесс как спонтанный: нет борьбы и ступора — муза просто появляется внезапно. Через какое-то время оно было признано поддельным. Как и другие мифы о креативности, мистический метод, к которому относится то, что сказано в письме, опирается на весьма популярное заблуждение: для творчества нужно обладать специальными (чуть ли не магическими) способностями, которые есть не у всех.
Сегодня количество людей, занимающихся творчеством, пожалуй, самое большее за всю историю. Возможно, гениев стало намного меньше, однако почти каждый человек создает что-то оригинальное. И мы уже видим, что это не магия.
Представляем список мифов о музе и творчестве, которые нуждаются в развенчании. Впрочем, некоторые из них частично правдивы и мы отдельно скажем об этом.
Способность к творчеству заложена от рождения
Это самый главный миф, который практически развенчан в наше время. Однако здесь надо быть осторожным, ведь имеются оговорки: существуют гены и некоторые индивидуальные особенности организма и работы мозга, которые дают начальное преимущество. И все же творческое мышление можно развить при помощи упражнений.
Эдвард де Боно говорил: «Креативное мышление — это навык, а не только причина наличия индивидуальных особенностей. Вы не сможете стать творческим человеком, если будете только сидеть у реки и слушать классическую музыку».
Чтобы развить в себе способность к творчеству, нужно долго и упорно трудиться. Это требует терпения, дисциплины, поглощения знаний. Но и награда того стоит.
Вдохновение и музу нельзя контролировать
С этим мифом все сложнее: многие люди думают, что вдохновение приходит внезапно. Обычно в такие моменты человек садится и пишет хороший стих или рассказ, а затем снова ждет. Он считает, что искусственно вызывать музу — это смерть любого вида творчества.
Да, иногда вдохновение и правда приходит неожиданно. Тогда за него нужно цепляться и выжимать максимум. Но если вы хотите стать профессионалом и создать больше ценных идей, нужно научиться вызывать это состояние.
Идея зачастую приходит после долгой и упорной работы. Например, аниматор Чак Джонс утверждал, что был вынужден нарисовать 100 тысяч картинок прежде чем получит ту, которой будет полностью удовлетворен: «Вдохновение для аматоров. Большинству из нас нужно просто браться за работу».
Психолог Кэрол Двек говорит: «Время является сырьем для созидания. Выбросьте из головы все мифы о творчестве и принимайтесь за работу. Сначала вы станете экспертом в рутине и только затем начнут приходить творческие идеи, которые нужно просто грамотно вплетать в эту рутину. К тому же нужно совершать как можно больше ошибок, чтобы совершенствоваться».
Нельзя научиться быть творческим
Этого мифа мы частично коснулись ранее. Теперь углубимся в проблему:
- Творческое мышление — результат работы мозга.
- Работу мозга можно совершенствовать.
- Эмоциональный интеллект, который также помогает при создании творческой единицы, можно повышать.
- При мозговых штурмах выясняется, что те люди, которые не считали себя творческими, способны выдавать большое количество оригинальных идей.
Также нельзя не сказать и о том, что для развития творческого мышления нужно работать с обоими полушариями мозга. Да, правое имеет большое влияние, однако без работы левого ничего не получится. Логика, критическое мышление и планирование позволяют держать под контролем процесс творчества.
На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, посвященные развитию мышления, в том числе и творческого. Тренируйтесь каждый день и уже через небольшой промежуток времени заметите отличные результаты.
Миф одинокого творца
Существуют творческие профессии, которые требуют деревянного стола, десяток чашек кофе и затворничества. Однако это вовсе не означает, что нужно быть одиноким. Творчество в том или ином смысле — это отображение реальной жизни, где без взаимодействия с другими никак.
Есть профессии, в которых процесс создания просто-таки требует участия нескольких человек. В анимационной студии Pixar художники собираются за круглым столом, рисуют свои идеи и клеят их на общую доску. Для одних это является вдохновением, другие же развивают первичную идею. И все это происходит в дружеской атмосфере. Так что вопреки мнению о том, что художник должен быть одиноким, это не всегда так.
Нужно искать баланс: знать когда нужно работать в одиночестве, а когда — в коллективе. У обоих подходов есть свои преимущества, не нужно себя ограничивать, выбирая что-то одно.
Муза приходит к тому, у кого есть время и ресурсы
Не так давно это было правдой. Вы не могли стать скульптором или изобретателем, не имея могущественных покровителей, которые позволяли жить у них и выделяли средства для существования.
Сейчас все изменилось. Фильм можно снять на камеру мобильного телефона, было бы желание. Все могут научиться рисовать, лепить и изобретать. Ограничения исчезли. Главное — уметь правильно мыслить.
Отсутствие времени также не является проблемой. Мы все знаем истории великих людей, которые помимо основной работы (за которую платят) занимались творческой деятельностью. Проблема только в том, что нужно жертвовать многими вещами и не каждый человек согласится на такое. Но теми, кто жертвовал и находил баланс, мы восхищаемся.
Желаем вам удачи!