ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Методы борьбы с демагогическими приёмами


Вы испытывали ощущение, что вас обманывают, с вами хитрят, вам выдают чёрное за белое, но вы не можете понять, как это происходит? Собеседник явно не прав, водит вас за нос, но вы не можете ему противостоять. Эта статья призвана научить вас замечать демагогические приёмы и противостоять им.

Что такое демагогия, кто, где и когда ей пользуется? Какие есть методы защиты? Как перестать поддаваться влиянию и стать более независимым, уверенным в себе? Как научиться отстаивать свою позицию и выходить из споров победителем? Ответы ниже.

Что такое демагогия и для чего она нужна?

Демагогия – намеренное воздействие на чувства, инстинкты людей, лицемерное подлаживание под вкусы малосознательной части масс для достижения своих целей. Это набор ораторских и полемических средств, позволяющих управлять людьми, убеждать их и вводить в заблуждение. Буквально переводится с греческого как «руководство народом» или «заискивание у народа».

Демагогия широко используется в политике, рекламе и разного рода пропаганде. Но некоторые приёмы используют самые обычные люди: ваши коллеги, друзья и члены семьи. Кто-то делает это осознанно, кто-то встречался с такими приёмами и неосознанно сам начал их использовать. Но в любом случае вы должны уметь противостоять им.

Рассмотрение приёмов и способов защиты

Прямая ложь. Суть приёма ясна без объяснений.

Как бороться:

  1. Всегда требуйте факты. Факты должны быть подлинны и из достоверных источников. Укажите на то, что суждение безосновательно и ему нельзя доверять.
  2. Приведите суждение, противоположное ложному. Подтвердите его реальными фактами, ссылками на источники, которым можно доверять.

Увод разговора с изначальной темы. Когда собеседник понимает, что проигрывает в споре, что его аргументы несостоятельны и уступают по силе вашим, он может просто перейти на другую тему, чтобы вы не успели доказать его неправоту. Или оппонент только что убедил вас в чем-то и, чтобы вы не успели задуматься, «переварить» и проверить утверждение на подлинность, меняет тему, оставляя у вас веру в вывод собеседника.

Как бороться:

  1. Внимательно следите за темой разговора. Иногда может возникать иллюзия, что вы говорите всё о том же, но на самом деле смотрите на предмет обсуждения с другой стороны и только лишь формально, косвенно.
  2. Если вы заметили уход от темы, тут же обращайте на это внимание. Скажите собеседнику, что он говорит совсем о другом и попросите его вернуться к теме обсуждения.
  3. Укажите, что заметили применение этого приёма, чтобы собеседник не решался прибегнуть к нему в ходе дальнейшего обсуждения.

Пример:

— Алексей, когда вы закончите работу над проектом?

— Мы активно работаем над проектом. Сейчас это первоочередная задача для нас. Мы стараемся, чтобы он соответствовал всем вашим условиям и неустанно трудимся. Уверен, что вы будете довольны нашей работой и качеством проекта.

Разговор по-прежнему идёт о проекте, но Алексей ушёл от темы и проигнорировал вопрос. Изначально спрашивалось о сроках исполнения, а Алексей начал рассказывать о качестве проекта и о том, как упорно работает его команда.

Ответить следует примерно так:

— Я верю, что вы вкладываете много сил в этот проект, но я спросил о сроках. Итак, когда я смогу увидеть готовый проект?

Неуместная апелляция к авторитету. Часто, чтобы подтвердить достоверность своих суждений, собеседник ссылается на мнение какой-либо авторитетной личности. Но не всегда такая отсылка уместна. Это можно использовать как аргумент, только если человек авторитет именно в той области, которую обсуждают участники спора. Если он не специалист в обсуждаемом вопросе, то какая бы у него не была квалификация в другом деле, его мнение нельзя считать истинным.

Как бороться:

  1. Укажите на то, что человек, на которого ссылается собеседник, авторитет в совсем другой области и его мнению нельзя доверять. Ведь каким бы талантом не обладал художник, его не будут спрашивать о том, как правильно чинить проводку. По этому поводу логично обращаться к электрику, а мнения остальных игнорировать.
  2. Также может быть, что авторитет человека сомнителен, его часто критикуют коллеги и его суждения регулярно поддаются сомнению. Тогда даже в том случае, если это специалист в нужной нам области, безоговорочно доверять ему не стоит. Обязательно скажите, что авторитет сомнителен, и вы не можете принять его слова на веру.

Пример:

— Я считаю, что эта компания скоро станет лидером на своём рынке. Если вложиться в неё сейчас, то можно неплохо заработать.

— Да брось, один политик на прошлой неделе в своём интервью сказал, что её ждёт скорый провал. Только деньги потеряешь.

Далеко не все политики компетентны в этих вопросах. Логичнее было бы апеллировать к мнению специалиста по финансам.

Но подобное следует отвечать примерно так:

— Да? Я не уверен, что он разбирается в этом деле. Не знаешь, что говорят на этот счёт известные бизнесмены и финансовые аналитики?

Приписывание чужого мнения и его разгром. Для того чтобы подорвать ваш авторитет и выставить утверждения сомнительными, собеседник может приписать вам суждение, которое вы не выдвигали, и раскритиковать его. В таком случае, если одно якобы ваше суждение неверно, другие тоже могут быть ложными.

Как бороться:

  1. Как только вы заметили это приём, тут же обращайте на него внимание. Скажите, что вы не выдвигали таких суждений и не делали подобных выводов. Не допускайте, чтобы вам приписывали слова, которые вы не говорили.
  2. Ещё раз подробно опишите свою точку зрения, чтобы ваш собеседник и наблюдатели понимали вашу позицию правильно. Возможно, у вас не пытаются выиграть в споре с помощью демагогического приёма, а искренне не понимают. Будьте точны в выражениях и отвечайте на все задаваемые вопросы.

Апелляция к личным качествам собеседника. Тут если два варианта:

  1. Указывают на ваши недостатки и слабые стороны, чтобы понизить авторитет в глазах наблюдателей и уменьшить их степень доверия к вам. Собеседник пытается выставить вас невежественным и глупым человеком, мнение которого не стоит даже брать во внимание. Обычно к этому приходят, когда рациональные аргументы закончились, и если вы отразите атаку, то, скорее всего, выйдете победителем из спора.
  2. Указывают на ваши сильные стороны и откровенно льстят. Вам наверняка говорили фразу «вы же достаточно образованный человек, чтобы понимать…» или что-то в этом роде. Вам обычно очень приятно, что ваши интеллектуальные способности оценили, и если не соглашаетесь, то, как минимум, смягчаете вашу критику.

Как бороться:

  1. Если указывают на ваши недостатки, ответьте, что это не имеет отношения разговору. Требуйте критики вашей позиции, а не вас самих. Не допускайте перехода на личности.
  2. Согласитесь с собеседником насчет своих положительных качеств, но не соглашайтесь с его мнением и продолжайте стоять на своём.

Пример первого случая:

— Я считаю, что ваше предложение имеет ряд недостатков и существенных упущений.

— Да что вы понимаете! Как вы можете судить о состоятельности предложения, если даже на работу вовремя не всегда можете прийти?

Ответьте, что это не имеет отношения к делу, и продолжайте аргументировать своё мнение.

Пример второго случая:

— Я считаю, что ваше предложение имеет ряд недостатков и существенных упущений.

— Но вы же достаточно умны и квалифицированы, чтобы понимать, что это мелочи и эти маленькие недочёты легко устранить?

Отвечайте что-то в этом роде:

— Да, я достаточно умён и квалифицирован, поэтому не могу с вами согласиться. Предложение имеет серьёзные недочёты, и если вы знаете, как с ними справиться, то скажите нам это прямо сейчас.

Итак, вы познакомились с самыми основными и распространенными демагогическими приёмами и узнали способы борьбы с ними. Вспомните, где вы уже встречали их. На работе? Дома? Возможно, ваш друг регулярно их использует? Теперь вы гораздо реже будете поддаваться их влиянию. Теперь вы не допустите поражения в споре, где изначально правы. Теперь вы не позволите водить себя за нос. Теперь вы сможете противостоять демагогам и отстаивать свою позицию до победного исхода.

Желаю успехов!

Автор: Игорь Болтовнин

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook