Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования мозгового штурма и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.
Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».
Узнать больше техник и приемов, которые помогут развить творческое мышление вы можете на нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике». В рамках программы вы сможете оценить свой собственный творческий потенциал и узнать способы его развития и применения творческих и изобретательских алгоритмов. Это поможет вам решать нестандартные задачи не только в повседневной жизни, но и в других различных областях: от науки и образования до искусства и бизнеса.
Как использовать технику обратного мозгового штурма
- Четко определите проблему, запишите ее.
- Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
- Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
- Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
- Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?
Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.
Пример
Вы работаете менеджером в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.
Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а мотивация подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.
До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.
Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.
Пример таких идей:
- Удвойте количество приемов у специалиста.
- Уберите стулья из приемной.
- Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
- Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
- Обсуждайте проблемы пациентов публично.
В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».
Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:
- «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
- «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
- «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
- «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
- «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».
Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.
Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях — они способны творить чудеса.
Применяйте эту технику в любой сфере:
- Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
- Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
- Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
- Педагогика. Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
- Ораторское искусство. Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
- Актерское мастерство. Как переигрывать и недоигрывать свою роль?
Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!