Любой предприниматель ежедневно сталкивается с множеством вопросов. Достаточно ли эффективна его компания? Что можно улучшить или изменить и каким образом это скажется на бизнесе? В чем заключается проблема — в технологическом процессе, организации или людях? Нужно ли реорганизовать корпоративную культуру?
Предприниматели, которые концентрируются не только на сущности бизнеса, но и на теории, также задают этот вопрос: почему одна компания процветает, а другая едва сводит концы с концами? Ответ кроется в понимании причин эффективности, побуждениях, стимулах и взаимоотношениях между ними. Модель конгруэнтности была создана в 1980 году Д. Надлером и М. Л. Тушманом для того, чтобы предприниматели научились находить эту взаимосвязь. При помощи модели вы сможете понять, в чем причина проблем вашей компании.
Модель конгруэнтности базируется на том, что эффективность компании зависит от четырех компонентов:
- Работы;
- Людей;
- Структуры;
- Культуры.
Чем выше конгруэнтность (то есть совместимость) этих элементов, тем выше производительность. Например, если в вашем штате работают одаренные люди, а корпоративная культура находится на низком уровне, вы не сможете использовать все достоинства своих подчиненных.
Следуйте этим трем шагам для того, чтобы применить эту модель наиболее эффективно.
Проанализируйте каждый элемент отдельно
Работа: вы должны понять, какие именно задания и какая работа является ключевой для вашей организации и влияет на ее эффективность. Ее следует оценивать с двух точек зрения: как она выполняется и как завершается.
- Требует ли работа определенных навыков и знаний?
- Есть ли у людей способность и возможность ощущать внутреннее удовлетворение от выполнения работы?
- Эта работа рутинная или творческая?
- Как проходит работа ваших подчиненных?
- Какой подход необходимо выбрать для того, чтобы люди выполняли работу более эффективно? Быстрый? Тщательный? Осторожный? Аналитический? Точный?
- Какие вы видите взаимосвязи?
Люди: вы уже знаете, как выполняется работа. Теперь пришло время посмотреть на тех людей, которые ее выполняют. Вы должны знать, какой тип людей является наиболее важным для производительности.
- Кто влияет на выполненную работу? Босс, работники, внешние лица.
- Какими навыками обладают эти люди? Знания, опыт, образование, компетенция.
- Какие демографические показатели? Возраст, пол, этнос.
- Каковы предпочтения и ожидания ваших работников относительно вознаграждения, карьерных возможностей, признания?
Структура: этот элемент включает организационную структуру вашей компании.
- Как организована ваша компания? Механистически или органично?
- Существуют ли у вас отделения и какие именно?
- Демократичные или тоталитарные правила в вашей компании?
- Насколько стандартизирована ваша работа? Правила, политика, процедуры.
- Как вы измеряете эффективность работы, как стимулируете и вознаграждаете людей?
Культура: этот элемент касается неписанных правил, которые определяют то, как работа будет выполнена — отношения, убеждения, обязательства, мотивация, а также формальная или неформальная обстановка в коллективе. Этот элемент сложнее всего выявить, но он является одним из ключевых.
- Как вы думаете, почему люди работают в вашей компании?
- Как именно они выполняют свою работу?
- Каковы убеждения и ценности этих людей?
- Каков ваш лидерский стиль?
Проанализируйте взаимосвязь этих элементов
Знания комбинаторики вам подскажут, что из четырех элементов можно создать шесть пар. Проанализируйте их и выявите, не конфликтуют ли они друг с другом.
- Люди и работа: правильные ли люди выполняют эту работу?
- Работа и структура: работа выполняется в хорошо скоординированной манере и при этом организационная структура является уместной?
- Структура и люди: позволяет ли структура выполнять работу людям наиболее эффективно?
- Люди и культура: работают ли эти люди в обстановке и культуре, которая им подходит больше всего?
- Культура и работа: поддерживает ли корпоративная культура мотивацию работать продуктивно?
- Структура и культура: работает ли формальная и неформальная структуры гармонично?
Поддерживайте конгруэнтность
Все четыре элемента постоянно меняются, поэтому вам необходимо тщательно следить за изменениями. Создайте план действий и придерживайтесь его, однако сделайте его гибким для того, чтобы при изменении ситуации изменились и ваши действия.
Помните, что любая компания является живым организмом и работает по тем же принципам. Если один элемент является проблемным, тогда это повлияет на всю цепочку. Выявляйте слабые звенья и находите новые решения. Желаем вам удачи!