В последнее время у меня создается такое ощущение, что выход из зоны комфорта угрожает мне и даже обществу в целом. И это не красивая метафора, где имеется в виду некая «опасность» выхода на новый уровень, достижения успеха или личностный рост. Я заявляю здесь буквально: выход из зоны комфорта в современном обществе опасен, поскольку его неправильно интерпретируют, чаще всего, с целью получения материальной выгоды, чуть реже — для манипулирования, чтобы использовать другого человека в своих собственных интересах.
Точки над «i»
Сразу хочу уточнить. Умозаключения, изложенные в этой статье, ни в коем случае не противоречат тезисам авторов публикаций Зона комфорта: плюсы и минусы и Зона комфорта: выходить нельзя входить. Они все правильно пишут, что не нужно бояться перемен и отказа от своих привычек, что это изменяет жизнь в лучшую сторону, что так происходит рост, что настоящая жизнь только за рамками зоны комфорта и из них обязательно нужно выбираться… Данные постулаты лишь подтверждает то, что я хочу здесь сказать. Однако это, уважаемые читатели, теория, а на практике, в настоящей жизни все оказывается немного по-другому.
Просто давайте поставим точки над «i», так сказать уточним все нюансы этого популярного термина, чтобы не попасть в его ловушку. Поговорим о «неправильном», некорректном использовании выхода из зоны комфорта. Имейте в виду, я — не тренер личностного роста, не психолог, не коуч или какой-то другой специалист в области человеческих душ. Здесь изложена точка зрения обычного человека, у которого, однако, есть некоторый опыт и знания в этой области.
В последнее время совершенно от разных людей я постоянно слышу словосочетание «выход из зоны комфорта». Кто чаще всего его употребляет и в каком контексте? По моим личным наблюдениям, тот, кто хочет получить от вас какую-то выгоду, чаще всего что-то продать (хотя по характеру действий, мне кажется, сюда больше подходит слово «впарить»), проще говоря, как-то на вас заработать.
Выход из зоны комфорта, по моему мнению, стал оружием массового рекрутинга рекрутеров для рекрутинга. Мне вот еще ни разу не предлагали выйти из зоны комфорта и, например, бросить курить, чтобы сохранить свое здоровье; или пойти работать в общественную столовую, чтобы кормить голодных; или не нахамить в ответ грубияну, чтобы мир стал добрее и так далее…
Зато я постоянно слышу: «выйди из зоны комфорта и продай кому-нибудь что-нибудь». Не так, конечно, буквально. Но суть передана точно, просто завуалирована она красиво мечтами, которые обязательно сбудутся, нужно только поставить четкий план и …, а дальше вы уже и сами знаете, не буду повторяться. Ах да, поступало мне как-то одно предложение выйти из зоны комфорта и перестать жрать всякую дрянь, чтобы нормализовать вес и стать красивой, здоровой и энергичной. Но это тоже было в контексте «купите у нас курс по похудению». Становится как-то даже грустно…
Из жизни
С термином «выход из зоны комфорта» впервые я столкнулась в 2006 году на тренинге личностного роста. Однажды, чтобы его «отработать», нам предложили выйти на улицу и «преломить хлеб с незнакомцем». По сути, мы должны были приставать к прохожим и втираться к ним в доверие, чтобы они что-нибудь вместе с нами поели — шоколадку, карамельку, булочку и тому подобное. И даже спустя десять лет в моей памяти ярким эпизодом живет воспоминание как двадцать с лишним «просветленных» вывалили на улицу, а кто-то даже пошел на ближайший рынок, чтобы «преломить хлеб с незнакомцем»…
Что мы «отрабатывали»? До сих пор могу только догадываться. Преодолевали страх, застенчивость, учились вызывать доверие, делали что-то непривычное и не принятое в обществе… Однако, только теперь я понимаю почему на самом деле мне было неудобно перед шарахавшимися от нас людьми. И это не потому, что я «раздвигала свои рамки», поэтому чувствовала дискомфорт. Я поняла, что из зоны комфорта можно выходить только если по близости нет людей, которых ты можешь «рикошетом» задеть своим «личностным ростом»…
Согласитесь, вторгаться в личное пространство другого человека не только не этично, но и опасно. Ты крадешь его время; можешь ненароком вывести на агрессию и негатив, забирая этим энергию; буквально насильно нарушаешь его покой, сбиваешь с мысли. Мне кажется, что приставание к незнакомым людям оправдано только в крайних, угрожающих жизни случаях: когда, например, тебе или ближнему требуется помощь.
…Однако в конце моего тренинга личностного роста вдруг стало понятно к чему все эти «упражнения» на выход из зоны комфорта. Мы должны были вовлечь в курс как можно большее количество людей, то есть, по сути, продавать тренинг, причем на полном энтузиазме. При этом нам никто не предлагал никаких процентов с привлеченного клиента, мы должны были делать это просто за идею мира во всем мире. И ведь делали!
…У меня была подруга, мы дружили со школьной скамьи, знали друг про друга буквально все, доверяли, всегда помогали друг другу. Не припомню, чтобы за все время наших отношений у меня были к ней какие-то претензии, упреки, мы никогда не ссорились — просто наши интересы не пересекались, мы этого не допускали. В общем не осуждали и не мешали жить друг другу, но при этом всегда были готовы оказать взаимную поддержку.
Потом я попала в компанию, которая продавала свой продукт с помощью сетевого маркетинга. С этого момента наши отношения изменились. Для того, чтобы моя структура и соответственно доход росли, мне нужно было каждый день «выходить из зоны комфорта» и «общаться». Только общение это приобрело уже другой характер. Его целью было вовлечение или, если еще точнее, продажи.
МЛМщики думают, что старые друзья и родные отходят от них из-за того, что перестают соответствовать их представлениям об успехе. Представители сетевого маркетинга в таких ситуациях говорят «отпадают неэффективные люди, которые тянут тебя в прошлую жизнь». Побывав и в роли «успешного сетевика» и в роли «обывателя-неудачника», со всей уверенностью заявляю — окружающие начинают избегать тебя, потому что твое так называемое «общение» и действия становятся неискренними, а не потому что ты весь такой успешный, а все остальные — за бортом. Когда разговариваешь с МЛМщиком о погоде, о пробках, о детях… всегда есть ощущение, что он пытается тебе что-то продать или куда-то вовлечь, что в сущности одно и тоже.
Я ушла из сетевого маркетинга где-то через год. Отношения с подругой начали налаживаться. Однако, вскоре и она попала в компанию прямых продаж. Догадайтесь, как часто мы теперь созваниваемся? Раз в пол года, не больше. Потому что я стала ей не интересна, я не поддержала ее увлеченность компанией, в которой она работает, поэтому общаясь со мной, она не достигает своей цели.
Нет, я не осуждаю подругу и тем более не критикую. Я ничего не имею против МЛМ, это такая же система продаж, как и множество других, причем рабочая и очень эффективная. Я против методов! Против того, что человек, которому я доверяю, хорошо к нему отношусь, приезжает ко мне домой, как-будто чтобы просто повидаться, поболтать… На деле же оказывается, что он хочет рассказать мне «о новой возможности» — о новом супер-пупер продукте и как на нем можно заработать. В итоге я чувствую себя обманутой.
Причем тут выход из зоны комфорта? Именно о ней мне увлеченно рассказывает на моей же кухне этот горе-приятель. Он говорит, как прямо в данный момент выходит из своей зоны комфорта, потому что скромный и застенчивый и ему всегда было боязно общаться и тем более кому-то что-то предлагать. И вот именно это действие является зоной его роста — ему очень страшно, но он себя пересилил и вот какой он молодец. Только вот я одного не понимаю, почему этот злополучный выход из зоны комфорта моего приятеля происходит за мой счет?! Он бесцеремонно использует мое драгоценное время, играет на моих нервах, лукавит мне (может быть, сам обманывается) и убивает мое доверие к себе.
Вы можете резонно заметить, что я сама согласилась потратить на него свое время, поэтому и пригласила к себе на кухню. Однако, мы давно не виделись и предполагалось, что будет непринужденная болтовня, а не попытка мне что-то впарить. Замечу, после того, как я вежливо отказалась от этой «возможности», беседа у нас стала очень натянутой. Мне все время казалось, что он снова пытается вернуть разговор в прежнее русло…
Речь не только об МЛМщиках. Я работала и в обычных продажах — занималась размещением рекламы в глянцевом журнале. Там такая же песня. Над тобой довлеет план продаж. Твой руководитель уверяет тебя, что денег никак не заработать, пока ты не «поднимешь задницу», не начнешь «общаться», «знакомиться с новыми людьми», «совершать 10 встреч в день», «делать 50 холодных звонков» и так далее — в общем, пока ты не «выйдешь из зоны комфорта». А на деле эта фраза означала одно — принесение прибыли компании, на которую ты работаешь.
Вопросы этичности
Все выше сказанное ни в коем случае не означает, что я против выхода из зоны комфорта. Я не пытаюсь таким образом оправдать лень, страхи или просто желание оставаться в своей скорлупе, в своем «домике» и ничего не делать, что приводит в итоге к деградации и саморазрушению. Напротив, я соглашусь, что любой рост сопряжен с выходом из зоны комфорта. Более того, раздвигать привычные вам рамки обязательно надо. Но делать это нужно экологично и этично!
Ваш выход из зоны комфорта ни в коем случае не должен как-то задевать другого человека. Помните о ближних! Не беспокойте никого. Каждый раз как соберетесь «раздвинуть свои рамки», спросите себя, не повлияют ли ваши действия как-то негативно на другого человека?
Потому что ему ваш выход из зоны комфорта и «рост» могут принести неприятные «плоды» в виде потери времени и доверия, а также злости и агрессии. И тогда ваш рост уже перестанет быть этичным — по сути, вы идете «по головам», чтобы достичь своих личных целей.
Следите, чтобы ваше движение вперед не отбросило назад ближнего, не навредило ему. Иначе так и убийство можно назвать выходом из зоны комфорта…
Отзывы и комментарии
Целью этой статьи было вовсе не обидеть или осудить кого-то. Если это все-таки произошло, прошу прощения! Просто задумайтесь над тем, что вы делаете или не делаете в плане выхода из зоны комфорта, и поделитесь в комментариях.
Автор: Екатерина Паникова