В детстве мы привыкли познавать мир через истории – сказки, мультфильмы, рассказы бабушки о «непослушном соседском мальчике». Наше воображение рисовало реалистичные для нас картины, и мы принимали их на веру, что позволяло воспитывать и учить нас.
Однако с приходом в школу мы попали в мир фактов, которые надо запоминать и принимать как данность. Но почему бы взрослым и дальше не использовать волшебство сторителлинга? Ведь если добавить истории в конспект занятия, то процесс обучения станет более доступным детям любого возраста. Сомневаетесь? Тогда отправляемся искать истинную силу историй вместе!
Предыстория. Что такое сторителлинг
Сторителлинг (от англ. story – история, telling – рассказывать) – это искусство рассказывать истории, приводить живые, выразительные примеры, передавать информацию в наглядной и доступной форме.
Как мы уже писали, истории неосознанно применялись людьми столько, сколько существует человечество: легенды, былины, сказки, анекдоты – все это передавало опыт и позволяло выстроить отношения. Затем сторителлинг все более сознательно стал внедряться в процесс создания сценариев и книг, что постепенно привлекало внимание широкой аудитории.
В ходе серии тестов ученые обнаружили, что убедительные рассказы вызывают выброс окситоцина и могут влиять на наши взгляды, убеждения и поведение [Paul J. Zak, 2015]. А именитые маркетологи, режиссеры, бизнесмены на практике проверили и признали рассказывание историй лучшим способом сделать презентацию, передать знания, продать продукт или приковать внимание к фильму.
Так сторителлинг перешел из писательской сферы и анекдотов в гостиных до широко применимой технологии в самых разных сферах: маркетинге, туризме, культуре, психотерапии, шоу-бизнесе, образовании т.д.
Получается, любая история – это уже сторителлинг? Конечно, нет. Чтобы повысить уровень обычной истории до впечатляющей, продающей и запоминающейся, необходимо:
- проанализировать свою аудиторию и подобрать подходящего героя и историю про него;
- ввести в историю какой-то проблемный момент;
- построить историю по правилам: введение-основная часть-кульминация-развязка;
- показать все перипетии, через которые пройдет герой, решая проблему;
- не затягивать историю, но продолжать держать интригу;
- помочь герою найти нетривиальный выход;
- не открывать всю мораль, а поместить ее внутрь истории.
Кажется не таким уж и сложным, верно?
На самом деле, если люди смеются над вашими анекдотами, значит, у вас уже есть навык сторителлинга. Если вы смотрели сериал ночь напролет и сопереживали героям, то вы уже видели хорошие примеры применения этой технологии. Осталось только добавить пользы для аудитории (или вас). И, хотя юмор на уроках тоже может пригодиться, давайте поместим нашего героя – историю в детский сад или школу и посмотрим, как его можно применять в образовании.
Погружение: как сторителлинг приживается в образовательных учреждениях
Вот он, первый день истории вне семьи. Конечно, без основания ее не примут ни в детский сад, ни в школу. А что о ней говорят специалисты?
Психологи: сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов.
Педагоги: сторителлинг – это эффективная технология неформального обучения. Она соответствует принципам НФО: активное вовлечение слушателя в процесс, обучение через опыт, отсутствие внешней оценки, формирование собственных выводов [Атлас практик неформального образования, 2021].
И хотя неформальное обучение дополняет формальное, для педагогов есть обоснование, почему история должна входить в конспекты занятий по любому предмету. Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту, в детском саду и начальной школе сторителлинг может быть применен для достижения следующих результатов:
- владение ребенком активной речью, включенной в общение;
- ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им;
- ребенок проявляет интерес к сверстникам;
- ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями;
- ребенок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире;
- ребенок обладает развитым воображением;
- ребенок может выражать свои мысли и желания с помощью речи.
Но история не останется навсегда с детьми до 10 лет, она перейдет с ними в основную и старшую школу, чтобы помогать им по ФГОС:
- овладевать навыками смыслового чтения;
- строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- строить рассуждения;
- учиться слушать собеседника и вести диалог.
И самое главное – через историю дети ненавязчиво и неосознанно перенимают этические нормы и ценности, присущие обществу. Сторителлинг позволяет примерить на себе костюм героя, а если история будет захватывающей, то дети сами захотят остаться в нем, постепенно становясь ответственными гражданами своей страны. Поэтому, опираясь на официальные документы, мы можем сказать, что истории могут стать полноценными участниками образовательного процесса.
Основная часть: как истории приносят пользу
Итак, история получила официальное разрешение заниматься в образовательных учреждениях, но ей этого мало. Она не хочет оставаться обычной технологией наряду с другими, ей важно приносить пользу детям и взрослым. Ведь тогда она станет более популярной.
Многие российские и иностранные педагоги попробовали применять сторителлинг в своей практике и выявили следующие преимущества:
- помогает разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- помогает объяснять сложные темы;
- помогает говорить с учениками на одном языке;
- помогает заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии и сконцентрировать его внимание;
- облегчает процесс запоминания сюжета;
- обогащает устную речь, помогает изучать новые слова и структуры;
- развивает навыки восприятия речи на слух;
- развивает воображение;
- развивает критическое мышление;
- помогает понять себя и собственные чувства;
- помогает познать мир;
- выстраивает дружелюбную атмосферу.
Впечатляет, не так ли? Столько всего можно достичь, всего лишь рассказав историю! Конечно же, это случится только после многократного использования сторителлинга и разбора каждой истории. Но все же плюсов этой технологии немало, ведь она помогает затронуть и убедить одновременно группу людей, т.к. каждый из них проживет эту историю.
При должном построении она проникнет в каждого и изменит его, при этом не требуя серьезных вложений. История бесплатна, для нее не нужно отдельное программное обеспечение или дорогостоящие специалисты. И даже без инвестиций история становится хорошим развлекательным и интерактивным контентом, в котором успех зависит от умения повествователя прислушиваться к аудитории и подстраиваться под ее настроение [Е. А. Челнокова и др., 2017].
Кульминация: как истории применяют на уроках
Технология использования сторителлинга как в школе, так и в ДОУ не может быть помещена в один мастер-класс или статью, т.к. это затрагивает и анализ аудитории, и написание сценария истории, и ораторское искусство, и дополнительное применение методических материалов. Но все же мы собрали некоторые советы от специалистов для грамотного приручения истории, которые помогут начать путь опытного сторителлера.
Подбираем историю
Первоначально стоит понять, кому мы планируем рассказать историю и какой цели мы хотим с помощью нее достичь. Ответы будут влиять на выбор жанра и главного героя, ведь они должны быть близки нашим слушателям. Вряд ли детсадовцам будет интересно слушать про бизнесмена с прогоревшим делом.
Герою присущ свой характер, он не всегда должен вызывать симпатию, но он должен быть цельным. Герой должен совершать поступки, в идеале – решать проблемы, получая в результате награду. Без действия история не будет полной.
Далее приступаем к продумыванию сюжета и задаем себе следующие вопросы: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?» и «Почему?» Так вы сможете построить логику и связность повествования. Даже маленькие дети теряют интерес, если в истории будут скачки во времени и причинно-следственных связях. Вы можете воспользоваться одним из классических сюжетов:
- победа над монстром – разрешение сложной ситуации;
- синдром Золушки – изменение статуса главного героя в лучшую сторону;
- день сурка – поиск правильной стратегии поведения через возврат к исходной точке;
- детектив – раскрытие главной мысли через познание мелких деталей [Ж. Е. Ермолаева и др., 2017].
Не забудьте поместить главную идею в основу истории, но не открывайте ее прямым текстом, дайте слушателям поразмышлять и сделать собственные выводы. Идей может быть несколько, но не стоит делать их равнозначными, иначе дети запутаются в множественных смыслах и потеряют интерес.
Даже если вы не самостоятельно придумываете, а подбираете историю среди книг, фильмов или жизненных ситуаций, вы можете руководствоваться следующими принципами хорошей истории:
- Простота. Выбрасывайте все лишнее и непонятное, оставляйте только необходимое, чтобы детям было проще запомнить историю.
- Детальность. Но не спешите оставлять сухой остаток. История все же должна включать воображение, поэтому не исключайте имена, черты внешности, привычки героев и описание локаций. Это позволит оживить историю и удержать внимание.
- Универсальность и конкретность. История должна быть доступной для понимания широкой аудитории, затрагивать опыт и ощущения, свойственные многим людям. Тогда ею захочется поделиться.
- Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны. Не раскрывайте сразу всю суть и не делите героев на плохих и хороших. Позвольте детям провести расследование или удивите их развязкой, чтобы история ярче отпечаталась в сознании.
- Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Она должна описывать действительную проблему и показывать возможные способы ее решения. Конечно, вы можете менять и дополнять историю, но до того момента, пока в нее сможет поверить ваша аудитория.
- Эмоциональность. Выбирайте глубокие и проникновенные сюжеты, которые затрагивают за живое, вызывают больший отклик. Горстка сухих фактов вряд ли поможет достичь нужного результата. И не забудьте сами сопереживать героям во время повествования.
И вот у вас уже появилась история с достаточным количеством рюшей и бантиков, чтобы привлечь внимание, но не оттолкнуть своей экстравагантностью. Дайте ей слово, пусть она скажет сама за себя. Не стоит тянуть одеяло на себя, ведь вы подготовили историю так, чтобы слушатели настроили с ней прямое взаимодействие и получили собственные инсайты.
Выбираем форму
Настало время знакомить детей с историей. Как вы это сделаете? Невзначай заведете ее в класс и представите? Или позволите детям самим начать общение? А может, вы подготовите для нее презентацию? Давайте решим, какой сторителлинг вы выберете:
- Классический (устный или письменный), где история рассказывается самим педагогом или книгой. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда они выступают объектами повествования и просто внимают рассказу.
- Цифровой и визуальный, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, фото, инфографика) на цифровых носителях или в реальном формате. Озвучка истории может производиться как педагогом или диктором (младший возраст), так и самими детьми (средний и старший возраст).
- Активный, где педагогом только задается основа события. Дети вовлекаются в процесс формирования и рассказа историй. Они могут дополнять или создавать самостоятельно весь ход рассказа. Такой вариант применим для старшего возраста [MasterClass, 2021].
На самом деле критерием выбора формы может быть не только возраст слушателей, но и их жизненный опыт, место использования истории в речи и занятии, уровень коммуникативных навыков детей. Не бойтесь экспериментировать и переходить от одного варианта к другому, чтобы разнообразить опыт детей и поддерживать их внимание от урока к уроку.
Добавляем интерактивности
Вне зависимости от того, какой вариант сторителлинга вы выбрали и с каким возрастом детей работаете, вы можете постараться вовлечь слушателей в свой рассказ, что однозначно добавит эффекта в ваше занятие. Это могут быть варианты, где ученики станут со-рассказчиками или полноправными создателями своей истории.
Примеры упражнений для применения сторителлинга в классе:
- Правда/ложь. Ученики создают правдивую или выдуманную историю и рассказывают друг другу в парах. Для этого они должны делать заметки и записывать ключевые детали своей истории. Первый ученик рассказывает свою историю без перерывов, затем его партнер может задавать вопросы и просить повторить любые непонятные детали. Затем они должны угадать, была это правдивая история или нет, прежде чем поменяться ролями. Чтобы сделать это более «игровым», напишите имена учеников на доске и ведите подсчет. Когда они угадывают правильно или вводят в заблуждение другого ученика, они получают балл [M. Astbury, 2018].
- Журнальная история. Принесите ребятам самые различные журналы, фотографии в них зачастую рассказывают какую-то историю. Обсудите, кто этот человек на фото, какая у него профессия, что он любит делать, придумайте историю из его жизни. Также с помощью журналов можно собирать коллажи и делать целые комиксы.
- Сюжетное домино. Дети объединяются в малые группы. Напишите подборку ключевых слов на наборе карточек (по одному слову на карточке) и раздайте каждой группе целый набор, каждому ребенку достается по несколько карточек. Далее импровизационно происходит создание истории: первый ученик кладет карточку и начинает рассказ, затем второй ребенок кладет одну из своих карточек и продолжает рассказ. Так происходит, пока все учащиеся не используют все карточки и история не будет завершена. Затем учащиеся пересказывают свою историю другой группе и слушают истории других групп [ Lawtie, 2002].
- Бла-бла-кубики, или Кубики историй. Вы можете приобрести их или сделать самостоятельно (особенно, если вам необходимо подвести историю к определенной теме). Ученики бросают несколько кубиков, на гранях которых написаны слова или изображены пиктограммы. Задача – собрать цельную историю, используя все выпавшие слова. Рекомендуется делать это в парах или тройках, чтобы ребята смогли наполнить свой рассказ деталями.
- Пальчиковый театр. Создайте небольших куколок для пальцев, вырежьте бумажные фигурки или постройте театр теней, самое важное – придумать разных персонажей, чтобы между ними не было очевидных взаимоотношений, и задать детям вопросы, на которые им предстоит ответить с помощью постановки. Например, как герои могут провести каникулы, как им поднять настроение, какой характер у персонажа? Вопросы должны быть разнообразными и открытыми, чтобы ответ не был односложным и предсказуемым [Imagine Forest, 2017].
- Детективные квесты. Какая история запомнится лучше, чем та, в которой была интрига? Конечно, та, которую мы узнали сами! Разделите длинную детальную историю на части и зашифруйте точки, где их можно найти. Дети могут передвигаться малыми группами с точки на точку, читать или слушать историю и делать пометки по сюжету. Они могут идти по маршруту или выбирать путь самостоятельно, чтобы затем определить последовательность. Хорошим дополнением станут вспомогательные предметы или «ожившие» персонажи, которые сами рассказывают свою историю. Если же возможности передвигаться нет, вы можете распутывать историю в классе и создать Карту истории (по типу дорожной или ментальной карты) на бумаге или использовать цифровые ресурсы (например, story map).
- Истории в песнях. Музыку любят и взрослые, и дети. Найдите и выучите песни, которые рассказывают историю. Народные песни чаще заключают в себе больше смысла, чем кажется, но даже современное творчество можно выбрать для разбора.
- История о камне. Передайте камень по кругу учеников. Каждый ученик должен сказать одно слово, описывающее камень, не повторяя сказанное. Посмотрите, сколько раз камень может пройти по кругу без повтора слов. Конечно, предмет может быть любым, но постарайтесь выбирать необычные варианты, чтобы они вызывали у детей больше эмоций.
- Автобиография чего угодно. У всего есть история, дайте возможность детям пофантазировать и придумать историю, как был создан или найден тот или иной предмет. История может быть обыграна и рассказана группой. Здорово, если кто-то из ребят (или вы) расскажет реальный вариант. А если он неизвестен, то можно проголосовать за более интересный или правдоподобный [Storyart, 2000].
Все упражнения могут стать первым шагом для развития навыка сторителлинга или работать на отработку уже имеющегося навыка. Рекомендуем для отработки первоначально изучить с детьми структуру истории, чтобы в их авторстве она становилась цельной и наполнялась смыслом. Для этого можно применить Доску историй (Story Board), вы можете создать ее шаблон и использовать перед придумкой каждой новой истории или как отдельное упражнение для разбора рассказа [MasterClass, 2021].
А если ваши воспитанники уже подружились с историями, вы можете переходить к мероприятиям с применением сторителлинга:
- Вечер легенд. Дети могут рассказать (и даже инсценировать) придуманную ими или взятую из источника историю по заданной теме в формате квартирника или концерта в неформальной обстановке. Каждая история может сопровождаться групповым обсуждением смыслов.
- Фестиваль 1001 ночи. В каком-то смысле это сериал, каждая часть которого прерывается в самом интересном моменте и продолжается на следующий день. «Серии» может показывать или рассказывать одна и та же группа детей, педагог или дежурная группа. Их показ может происходить на уроке, на общей линейке в школе или на других событиях.
- Косплей-вечеринка. Позвольте детям одеться в персонажей (например, по мотивам прочитанной книги или на собственный вкус) и рассказать их историю в разных формах. Пусть каждая деталь говорит о важном событии в жизни героя. Проведите конкурс на лучший костюм и на лучшую историю.
Мы привели лишь малую часть примеров сторителлинга для ДОУ и школе, т.к. список нескончаем, ведь вы можете создавать истории из ничего. Самое главное, чтобы истории использовались на уроках системно, не становясь чем-то выдающимся. Выделите единое время для историй (конкретный урок или день недели), пусть ваш рассказ дети ждут как сказку на ночь. Но при этом научите детей искать истории повсюду – на прогулке придумывайте сказки о пролетающих птицах, создавайте истории о том, что видели деревья на территории и позволяйте им пофантазировать от души.
Развязка: что история узнала о себе
В рассказе вы не только вплетаете в рассказ много информации, но и пробуждаете эмоции и энергию слушателя. Убедить рассказом сложно. Но для того, чтобы представить идею, обладающую достаточной эмоциональной силой, чтобы она запомнилась, требуются яркое понимание и умение рассказывать истории. Если вы можете использовать воображение и принципы хорошо рассказанной истории, вы заставите людей вставать под бурные аплодисменты, а не зевать и игнорировать вас [Bronwyn Fryer, 2003].
Истинная сила истории – в ее влиянии на человека. На каждого оно свое, но вы можете предугадать, кому подойдет тот или иной стиль, какого персонажа выбрать, нужен ли юмор или добавить немного драмы. Так истории помогают внушать доверие и менять мир. Вы тоже можете этому научиться и через сторителлинг воспитывать новое поколение.
Желаем вам удачи и просим поучаствовать в небольшом опросе: