Возможно, вы не сильны в латыни, но мы рискнем у вас спросить: а с чем у вас могло бы ассоциироваться латинское слово positivus? Если вы перевели его как «позитивный», вы практически правы, поэтому мы приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика», где вы сможете еще лучше отточить приемы мыслительных процессов и научиться применять их на практике. Но статья, конечно, не об этом.
Действительно, понимать слово positivus следует как «положительный», но не в смысле положительных или позитивных эмоций, а в смысле полезности, точности и достоверности. Именно так определял французский философ Огюст Конт наивысшую ступень развития научного знания. А разработка принципов позитивной философии как некой интегрированной науки, призванной систематизировать все доступные на тот момент научные знания, стала делом всей его жизни.
Это не единственное его достижение, однако, так или иначе, за какую научную проблематику ни взялся бы Огюст Конт, позитивизм оставался краеугольным камнем его взглядов и убеждений. Забегая вперед, скажем, что в итоге позитивизм сформировался в философское учение, считающее единственным источником достоверного знания практический опыт и отрицающее теоретическую ценность научного исследования. Мы рассмотрим научные взгляды Конта подробнее, но для начала расскажем немного о нем самом.
Если же вы уже немного разбираетесь в данной теме, предлагаем небольшой тест на проверку знаний:
А теперь приступим к статье.
Начало жизненного и научного пути
Огюст Конт родился в 1798 году в Монпелье – городе на юге Франции. Он закончил местный лицей, где особо преуспевал в математике, после чего поступил в высшую Политехническую школу в Париже, готовившую инженеров. Тут следует сделать небольшое историческое отступление и напомнить, что начало 19 века во Франции – это бесконечные войны, в том числе Франции с Россией; правление, изгнание, возвращение и повторная ссылка Наполеона Бонапарта; активное участие студентов Политехнической школы во всевозможных акциях протеста общегосударственного и локального характера.
В одной из таких акций принял участие и Огюст Конт, причем не просто в качестве рядового члена, а в качестве автора текста с рядом требований, выдвинутых протестующими. После этого Политехническая школа была закрыта, все проходившие там обучение студенты отчислены, а преподавательский коллектив уволен в полном составе. Через год школа возобновила работу, однако Конт даже не пытался восстановиться. Сначала он ненадолго вернулся в Монпелье, а после снова уехал в Париж, где подрабатывал частными уроками математики. Затем он сменил несколько мест работы, где не задерживался из-за неуживчивого характера, и дольше всего проработал у философа Сен-Симона.
В этом сотрудничестве также скоро обнаружились противоречия глубинного характера. Конт помогал Сен-Симону работать над его изданием Catéchisme politique des industriels («Катехизис индустриалов») [Н. Saint-Simon, 1818], однако пришел к выводу, что Сен-Симон слишком много внимания уделяет религиозно-мистической составляющей в устройстве общества, а Сен-Симон, в свою очередь, считал, что Конт слишком сосредоточился на научном аспекте жизнеустройства в ущерб всему прочему. К слову, «Катехизис индустриалов» вошел в двухтомник работ Сен-Симона, изданный на русском языке в 1948 году под редакцией В. Волгина (см. том 2) [А. Сен-Симон, 1948].
Противоречия закончились разрывом сотрудничества и совместной работы ученых. Впрочем, существовавшие разногласия не помешали Огюсту Конту позаимствовать и развить одну из главных идей своего учителя. А именно, что все существующие науки – это только элементы некой общей объединяющей науки, каковой является положительная философия. Огюсту Конту осталось лишь придумать и ввести в научный оборот термин «позитивизм» и упорядочить его базовые постулаты в стройный пригодный для чтения и восприятия концепт. Что он и сделал.
Позитивная философия Огюста Конта
Философия Огюста Конта базировалась на его стремлении обобщить достижения точных и естественных наук, свести их в определенную систему и иерархию, и таким образом установить связь между предметами отдельных наук. Каждая из наук объясняет факты и явления из определенной области человеческого знания, выясняет связи и закономерности, выводит законы и формулы. Однако, по мнению Конта, на тот момент созрела необходимость сделать некое финальное обобщение всех достигнутых знаний, и именно эта роль отводилась позитивизму.
Таким образом, философия у Огюста Конта не должна иметь отдельного «философского» содержания, а должна базироваться исключительно на проверенных, точных, достоверных данных, полученных прочими науками. Как мы уже выяснили, слово «позитивный» как раз и употребляется в значении «проверенный, точный, достоверный», поэтому и философия получила название позитивной.
Конт выстроил собственную иерархию базовых наук в порядке, как он сам определял, «убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности». Рейтинг выглядел следующим образом:
- Математика.
- Физика.
- Астрономия.
- Химия.
- Биология.
- Социология.
Заметим, кстати, что Огюст Конт – основатель социологии как науки. На этом аспекте его научной деятельности мы потом остановимся подробнее, а пока вернемся к иерархии наук, выведенной Контом. В соответствии с этой иерархией издавался главный труд Огюста Конта Cours de philosophie positive в 6 томах, работа над которыми продолжалась 12 лет, с 1830 по 1842 год. [A. Comte, 1830-1842].
Огюст Конт в книге Cours de philosophie positive уделил внимание каждой из наук, включенных им в общую иерархическую систему. Впоследствии труд был переведен на русский язык под названием «Курс положительной философии», том 1 «Философия математики и механики» [О. Конт, 1900], том 2 «Философия физики» [О. Конт, 1901] и т.д.
Интересный факт: в период подготовки данного издания Огюст Конт отказался от чтения литературы по тем предметам, которых касалась его работа, а также от чтения газет журналов и прочей периодики, дабы не засорять мозг отвлекающей информацией. Сам Конт называл это «мозговой гигиеной». Отказ от чтения научной литературы он компенсировал активным изучением литературы, в том числе чтением в подлине произведений итальянских, английских и других европейских авторов. Также в период работы над «Курсом положительной философии» Конт стал завсегдатаем культурных мероприятий, концертов и театральных премьер. К слову, в этот же период Огюст Конт вернулся в высшую Политехническую школу в Париже, уже в качестве преподавателя.
Так или иначе, но точным наукам Конт уделял в своей работе значительное внимание, посвящая каждой из них отдельные издания. В частности, Traité élémentaire de géométrie analytique («Элементарный трактат по аналитической геометрии») [A. Comte, 2014], Traité philosophique d’astronomie populaire («Философский трактат о популярной астрономии») [A. Comte, 1985]. Так что свою уверенность в том, что философия должна основываться на точных науках, Конт подкреплял конкретными фактами и исследованиями.
В 1844 году вышла очередная книга Огюста Конта Discours sur l’esprit positif, которая также была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910]. В этой книге позитивная философия Огюста Конта дополнена новыми идеями. В частности, Конт вывел 3 стадии развития, которые неизбежно проживает общество.
Стадии развития общества по Конту:
- Первая (теологическая) – господство религиозно-мифологического сознания, объяснение причин и сущности явлений воздействием сверхъестественных сил.
- Вторая (метафизическая) – попытки объяснить сущность вещей и явлений при помощи абстрактных понятий.
- Третья (позитивная) – отказ от попыток объяснить явления, т.к. они являются непостижимыми ввиду того, что их нельзя подтвердить или опровергнуть, и изучение объективных закономерностей явлений, которые выявляются путем наблюдений и экспериментов.
Тут мы видим практически прямую отсылку к агностицизму, т.е. пониманию невозможности абсолютного знания как такового. Но в отличие от агностиков, которые вовсе не призывали на этом основании отказываться от поиска причин и сути явлений, Огюст Конт предлагает полностью отказаться от теоретических изысканий в науке и сосредоточиться на экспериментальной составляющей.
Как это должно быть реализовано на практике, Конт изложил в 1848 году в своей книге Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. К слову, книга выдержала уже три переиздания на русском языке.
Огюст Конт в книге Discours sur l’ensemble du positivisme описывает социальное назначение позитивной философии в контексте революционного движения во Франции конца 18 – начала 19 столетия, выдвигает программу построения нового общества на основе идей позитивизма и рассматривает различные аспекты разработанного им общественного устройства. Вот некоторые постулаты из книги:
- Цель философии заключается в систематизации человеческой жизни.
- Теологическая система не смогла охватить практическую сторону человеческой жизни.
- Дух позитивизма имеет своим источником активную жизнь
- В человеческой природе и позитивном синтезе главную роль играет чувство.
- Назначение ума состоит в служении социальным чувствам.
- Ум – слуга сердца, а не раб сердца, как считает теология.
- Основание позитивизма – внешний мир, объясненный наукой.
- Внешний порядок сдерживает эгоистические инстинкты.
- Внешний мир видоизменяем в определенных пределах.
- Не стоит смешивать позитивизм с атеизмом.
Заметим, что философ нигде не углубляется в исследование причин революционного движения и прочих наблюдаемых в обществе явлений. И не считает, что социология должна этим заниматься. Зато, как заметно даже после беглого взгляда на основные идеи книги, в социологии Конта достаточно внимания уделено теологии.
В плане изучения отношения Конта к религии и теологии очень интересно выступление российского историка Владимира Соловьева на мероприятии, посвященном 100-летию со дня рождения Огюста Конта в публичном собрании Философского общества при Петербургском университете 7 марта 1898 года [В. Соловьев, 1988].
Текст выступления вошел в двухтомник сочинений Соловьева под названием «Идея человечества у Августа Конта». Уточним, что полное имя Конта на французском звучит как Isidore Marie Auguste François Xavier Comte, однако его имя Auguste предпочли перевести как Август. К слову, упоминая о роли Жанны д’Арк в истории Франции, Соловьев называет ее Иоанной д’Арк. Но вернемся к сути выступления и отношению к учению Конта.
Владимир Соловьев достаточно плотно изучал тему позитивизма в рамках подготовки к защите своей диссертации, и на заре научной карьеры активно критиковал идеи позитивизма. В целом, Соловьев остался на тех же идейных позициях, однако более лояльно отнесся к поздним идеям Конта и даже заявил, что тот, цитируем: «заслужил себе место в святцах христианского человечества». Как минимум, уточнил Соловьев, за свое «прямодушие, простоту и чистосердечие», с которым философ отстаивал свои взгляды. Вот этого великому мыслителю 19 столетия действительно было не занимать, что и нашло свое отражение во взглядах Огюста Конта как социолога.
Огюст Конт: социология
Тут будет логичным еще раз вспомнить период сотрудничества Огюста Конта с Сен-Симоном и элемент заимствования его идей. Так, Сен-Симон в своих трудах неоднократно акцентировал внимание, что человека нельзя рассматривать с какой-либо одной стороны, а нужно учитывать все многообразие факторов, влияющих на него.
Эти идеи Конт взял за основу и, по уже сложившейся традиции, придумал и презентовал научной общественности название для новой науки. Впервые из уст Огюста Конта термин «социология» прозвучал 27 апреля 1839 года. Этот день и считается официальной датой рождения науки.
Как мы уже упомянули ранее, Конт не просто предложил выделить социологию в отдельную науку. Огюст Конт – основатель социологии как науки в полном смысле этого слова. Он предложил свою модель социального общества на третьей или позитивной, согласно его классификации, стадии развития. Мы помним, что за какую научную проблематику ни взялся бы Огюст Конт, позитивизм оставался краеугольным камнем его взглядов и убеждений.
Итак, в его понимании, новое позитивное общество – это классовое общество, состоящее из управленцев и рабочих. Под управленцами Конт понимал всех собственников средств производства – промышленников, предпринимателей, землевладельцев, а также банкиров, купцов и прочих, кто распоряжался денежными потоками.
При этом собственность в представлении Конта – это не столько право, сколько обязанность правящего класса обеспечить надлежащий уровень жизни рабочим, социальную защиту, развитие культуры и общества. Интеллектуальное и духовное развитие социума должны обеспечить ученые и философы-позитивисты. Конт считал, что такая организация сделает социум самосовершенствующимся и саморазвивающимся организмом [О. Конт, 2012].
Основная идея социологии Конта – это «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». При таком устройстве общества революций и прочих социальных потрясений не будет, т.к. в них не будет объективной необходимости. Таким образом, общество превращается в органическое единство всех его членов, независимо от материального статуса, т.к. все они объединены единой целью – развитие и процветание всего общества в целом, и каждого члена общества в отдельности.
Общество, по Конту, будет складываться из множества так называемых подсистем. Например, семья будет олицетворять собой «истинное единство» в отличие от социума и государства, которые будут выполнять роль регулирующей силы. Излагая основы социологии, Огюст Конт выделил две составляющие науки.
Огюст Конт – социология:
- Часть 1 – социальная статика, изучающая условия стабильности, состав и взаимодействие частей общества, а также общественные институты, такие как семья, религия, кооперация, прочее.
- Часть 2 – социальная динамика, изучающая условия развития общества и базирующаяся на учении о трех стадиях этого развития.
Такое разделение, по мнению Конта, позволяло обосновать органическую связь порядка (статика) и прогресса (динамика) в социуме. Развивая мысль, что человека нельзя рассматривать в каком-то одном аспекте изолированно от социума, Конт предлагал рассматривать личность в контексте всего человечества как совокупности ныне живущих, уже ушедших и будущих поколений.
Интересно и назначение государства в понимании Конта. Прежде всего, обязанностью государства является объединение частных сил для общей цели и предупреждение склонности этих сил к расхождениям и разногласиям. Таким образом утвердится новый порядок мироустройства – социократия на основе социальной солидарности капиталистов и пролетариев.
Управление в новом обществе, построенном на основе идей позитивизма, должно быть светским и духовным одновременно. Под светским управлением подразумевается участие банкиров, промышленников, земледельцев, под духовным – влияние философов и священников, разделяющих идеи позитивизма. Также Конт выделяет 4 основные силы в социократии.
Силы социократии:
- Патрициат – банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы, обеспечивающие последовательность развития, финансовое и экономическое управление обществом.
- Священники и философы-позитивисты – будут отвечать за образование, воспитание, наставление преступников на путь истинный.
- Пролетариат – основная производительная сила, способствующая переходу к промышленному строю.
- Женщины – носительницы нравственности и воплощение чувства.
Во взаимодействии и взаимном дополнении этих сил будет обеспечен порядок, прогресс, духовное развитие общества. И еще одна интересная мысль: в государстве, построенном на основе позитивизма, должны главенствовать не права, а обязанности, т.к. права, по мнению Огюста Конта, подрывают спокойствие общества. Мысль неоднозначная, однако как участнику студенческих волнений в годы учебы в высшей Политехнической школе в Париже, Конту, возможно, виднее.
Таковы основные идеи великого философа и мыслителя 19 столетия Огюста Конта. Их можно принимать или не принимать, однако для своего времени эти взгляды были, безусловно, прогрессивны. Из основ позитивизма, заложенных Контом, выросли такие философские течения как эмпириокритицизм и махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Вокруг идей последователей Конта объединились члены «Венского кружка» и Львовско-Варшавской философской школы. Его взгляды вышли далеко за пределы философии и дали толчок развитию познания в самых разных направлениях. Но, конечно, не обошлось без критики.
Критика позитивизма
Разумеется, идеи, зародившиеся на основе позитивизма, также не всегда однозначны, однако процесс поиска истины неоднозначен всегда и вряд ли когда-то сможет считаться полностью завершенным. Само понятие «критика позитивизма» следует разделить на два направления:
- Понимание недостаточности идей позитивизма и их дальнейшее развитие.
- Отрицание идей позитивизма и выработка принципиально новых противоположных концепций.
Как мы начали говорить чуть раньше, на основе идей позитивизма возникли такие философские течения как эмпириокритицизм, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Что же они собой представляли?
Философские течения на основе идей позитивизма:
- Эмпириокритицизм – философское направление, считающее исходным пунктом познания так называемый «чистый опыт», получаемый людьми, и при этом считающие невозможным получение абсолютно «чистого опыта». Собственно изучаемый объект эмпириокритицизм оставляет как бы «за кадром». Родоначальником направления является Рихард Авенариус, его основная работа на эту тему – «Критика чистого опыта» [Р. Авенариус, 1907-1908].
- Махизм – сходное с эмпириокритицизмом направление, получившее название по фамилии своего основателя Эрнста Маха. Он считал само деление на субъект и объект познания бессмысленным, привносящим путаницу в процесс познания и порождающим никому не нужные споры о первичности и вторичности субъекта и объекта. В этом плане интересна его книга «Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования», актуальная и переиздаваемая по сей день [Э. Мах, 2017].
- Неопозитивизм, он же логический позитивизм – полностью подтверждает необходимость опыта как основы познания, но считает, что главным инструментом познания является разум. Это философское направление является продуктом коллективного разума, созданного группой ученых под руководством профессора Морица Шлика в Венском университете и потому получившая название «Венский кружок». Свои мысли он изложил в работе «Поворот в философии» [М. Шлик, 1993]. Подобные идеи господствовали и во Львовско-Варшавской школе, созданной Казимиром Твардовским. В отличие от позитивной философии Огюста Конта, он полагал, что философия – это самостоятельная наука, а не просто интеграция и систематизация знаний прочих наук. Эта мысль прослеживается во всех его работах, включенных в сборник «Избранные произведения» [К.Твардовский, 2019].
- Постпозитивизм – это, по сути, несколько философских школ, пытавшихся усовершенствовать идеи позитивизма. Основным представителем принято считать Карла Поппера, полагавшего, что истина объективна, а знание всегда носит предположительный характер и должно регулярно перепроверяться и пересматриваться. В этом и зкалючается логика научного исследования», изложенная в одноименной работе Поппера [К. Поппер, 2004]. Тут много общего с агностицизмом, однако подобные пересечения с идеями агностицизма мы видим и в классическом позитивизме тоже.
Это философские направления, которые пытались развить и усовершенствовать идеи позитивизма. Желающих опровергнуть идеи Конта в научном мире тоже всегда было немало. Наиболее интересны в этом плане критические замечания относительно позитивистской социологии Конта и его попыток перенести принципы точных наук на гуманитарные.
В первую очередь, это представители Франкфуртской школы, которые критиковали Конта за «ограниченную рациональность» естественнонаучной ориентации в социальном познании. Наиболее внятно в этом плане высказывался один из основателей школы Теодор Адорно в своих лекциях, прочитанных в 1963 году, объединенных под общим названием «Проблемы философии морали» [Т. Адорно, 1963].
Также были «недовольны» Контом представители феноменологического направления, видевшие основной недостаток позитивистской социологии в натурализации общественных явлений. Идея недопустимости такого натуралистического подхода к обществу и личности особо явно прослеживается в книге Нила Дональда Уолша «Беседы с Богом» [Н. Уолш, 2007].
Критика идей позитивизма свидетельствует лишь о том, что, по сути, процесс познания бесконечен, а человек может лишь освоить новые приемы познания, чтобы хоть как-то расширить границы познанного. Всех желающих раздвинуть границы известного приглашаем пройти программу «Когнитивистика», после которой вам в этой жизни станет многое гораздо яснее, чем сейчас. Изучайте этот мир, развивайте свое мышление, и пусть процесс познания принесет вам массу интересных открытий! Удачи!