Кажется, о мозговом штурме сказано все, что можно. Тем не менее, всегда обнаруживаются интересные нюансы. Задумывались ли вы над тем, как на процесс генерации идей влияет человеческий фактор? Между тем, именно он может сделать его совершенно бесполезным, если не учитывать различные подходы людей к творческому процессу. Мы выделили 5 основных психотипов в мозговом штурме и рассказали, как с ними работать. Что из этого получилось – читайте в статье.
Мозговой штурм – один из методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Узнать больше об этой теории, научиться развивать свой творческий потенциал и решать сложные задачи нестандартными подходами вы можете на нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике».
Привидение
Некоторые люди предпочитают держаться в тени. Это неуверенность? Отсутствие идей? Они потеряли голос? Никто не знает этого, потому что они молчат. Когда их спрашивают, они часто ссылаются на других участников мозгового штурма: «Да, я согласен с ним», «Я тоже так думаю». Чаще всего Привидений просто игнорируют.
Это досадно, потому что иногда Привидениям приходит в голову мысль, о которой психотипы вроде «Босса» и «Волшебника» никогда не задумывались. В этом случае им больше подходит определение «Ниндзя». Скорее всего, это происходит потому, что у теней есть время проанализировать ситуацию. Они не вываливают все свои идеи, как это делают другие, более активные люди.
Преимущества:
- Делают заметки, наблюдают и анализируют со стороны;
- Распознают шаблоны в идеях.
Недостатки:
- Не будут просить о помощи, если задача неясна;
- Боятся высказывать “безумные” идеи;
- Отбирают энергию у более активных сотрудников.
Что с ними делать?
- Делайте комплименты, чтобы вытащить их из скорлупы;
- Используйте тихие/анонимные методы мозгового штурма, такие как брейнрайтинг, в котором они записывают идеи, прежде чем говорить о них;
- Создавайте небольшие группы со стабильным составом, чтобы они не стеснялись;
- Старайтесь придать им более существенную роль при отборе идей, что зачастую больше им по душе.
Волшебник
Волшебники, как правило, придумывают множество идей из воздуха. Как по волшебству. На самом деле они просто не боятся быть творческими, и их мозг заточен на генерацию идей.
Волшебники обычно очень заметны. Их возбуждает творческая деятельность, они активны и вертятся, как волчок. В большинстве случаев они довольно дружелюбны, но вполне могут агрессивно защищать свои идеи, так как считают их самыми лучшими.
Преимущества
- Их идеи более креативные, чем у других психотипов;
- Их энергия заразительна.
Недостатки
- Придумывают много неуместных идей, которые загромождают действительно ценные находки;
- Могут быть творчески деморализующими для Привидений и Критиков.
- Могут быть отвлекающим фактором для Привидений и Боссов.
Что с ними делать?
- Наличие Волшебника – необходимое условие для качественного мозгового штурма. Так что, если у вас еще не такого – срочно ищите.
- Будьте осторожны, чтобы они не бросили остальную часть группы со своими далеко идущими идеями. Следите за тем, чтобы другие психотипы полностью восприняли все их придумки.
- Волшебники могут забыть, что они проводят мозговой штурм для какой-то конкретной задачи. Они увлекаются своим творческим процессом. Периодически напоминайте им о вашей цели.
Боссы
Кто здесь Босс? Ну, надеюсь это вы – ведущий мозгового штурма. Тем не менее, среди прочих участников сессии могут встречаться Боссы иного рода. Как и Волшебников, их легко заметить в группе. И точно так же, как волшебники, боссы защищают свои идеи. Но не потому, что эти люди настолько творческие. Они просто хотят (зачастую неосознанно) руководить процессом. Они пытаются завести его в свои личные рамки.
Тем не менее, Боссы могут быть очень полезны на последующих этапах мозгового штурма: при отборе и оценке идей. Если нужно принимать решения, они всегда будут там. Это люди действия.
Преимущества
- Ориентированы на результат;
- Хороши в оценке и отборе идей;
- Отлично подходят для презентаций.
Недостатки
- Пытаются убедить других участников, что их идея — единственно правильная;
- Если в группе есть два и больше босса, они начинают конкурировать и выяснять, кто лучше. В результате получается спор, а не мозговой штурм.
Что с ними делать?
- Попробуйте поговорить с боссом до сессии. Объясните ему, что их лидерство и напор могут угнетать других участников. В большинстве случаев он воспримет это как комплимент;
- Дайте им определенную задачу во время сессии. То, что могут сделать только они. Таким образом, они не будут мешать остальной группе.
- Держи себя в руках. Вы – Ведущий. Стойте твердо, но оставайтесь дружелюбными.
Помощник
Помощники – ваши друзья, по крайней мере, они пытаются быть ими. Они делают все, чтобы помочь вам успешно провести сессию. Их интересует не столько результат, сколько сам процесс. Зачастую их активность приводит к тому, что они могут отчуждаться от остальной группы.
Преимущества
- Предлагают интересные новые идеи и методы, как улучшить сессию;
- Рады попробовать новые методы мозгового штурма;
- Очень старательно помогают с организацией сессии.
Недостатки
- Могут мешать ведущему и задерживать работу;
- Если Помощник больше времени тратит на ведущего, а не на команду, у последней будет меньше синергии.
Что с ними делать?
- Убедитесь, что Помощник поддерживает связь с другими членами группы. Продолжайте возвращать его обратно в команду.
- Дайте Помощнику свое специальное задание, чтобы он почувствовал себя польщенным, или даже лучше: дайте ему групповое задание.
Критик
Именно этих участников больше всего боятся ведущие. Критик не верит в этот мозговой штурм, в эту команду, в этот метод, в вас, в эту компанию, в весь мир. И критик не слишком стесняется давать людям об этом знать. Заклятый враг творческой сессии!
Вы можете задаться вопросом: «Что критик вообще делает на этой сессии?» – именно так думает и сам Критик. Но скептики существуют не просто так, верно? Правильно! Превратите вызов в возможность и используйте особенности Критика во благо. Так же, как и для Босса, набор навыков Критика вступает в свои права на оценочном этапе сеанса.
Преимущества
- Не боятся быть честными;
- Могут придумать альтернативные методы;
- Отлично подходят для оценки и отбора.
Недостатки
- Убивают энергию в команде;
- Боссы могут почувствовать в них угрозу.
Что с ними делать?
- Начните сеанс с объяснения, что критика ценна, но заставьте их «сохранить» ее для второго этапа сеанса.
- Признайте их опыт публично, все еще дистанцируясь от их критики.
- Четко регламентируйте сессию. Объясните правила и добейтесь их выполнения всеми участниками. Критик должен знать границы дозволенного.
- Готовясь к сессии, подумайте, кого пригласить. Убедитесь, что в группе не будет слишком много критиков. Или любого критика вообще!
Заключение
Минус многих креативных методик в том, что они не учитывают особенности человеческой психики и ее влияния на групповой творческий процесс. Понимание психотипов в мозговом штурме поможет более качественно организовывать этот процесс и не просто нивелировать человеческий фактор, но и обратить его на пользу. Кстати, эта классификация подходит и для других креативных методик.