Каждый из нас наблюдал вживую или на видео унылое или сбивающее с толку выступление или презентацию. Также мы видели совершенно прекрасные доклады, которые были информативными, вдохновляющими и профессионально исполненными. Конечно, десять описанных в статье ошибок не превратят отличную презентацию в унылую, однако они могут существенно снизить увлеченность аудитории. Избегайте их и вы увидите, насколько изменится восприятие ваших слушателей. Кроме того, это позволит вам чувствовать себя уверенно и избегать излишней нервозности во время выступления.
Не готовиться достаточно
Стив Джобс был известен в том числе и за свои ораторские и мотивационные способности. Его выступления казались естественными, однако он мог потратить несколько недель на пятиминутную презентацию.
Тщательная подготовка является наиболее важным аспектом для любого выступления. Конечно, все зависит от количества доступного времени. Если оно у вас есть, продумайте все до мелочей.
Петля «компетенция — уверенность» работает и в этом случае. Чем больше вы будете знать о своем выступлении, тем лучше сможете справиться с нервами.
Не знакомить себя с местом презентации и оборудованием
Возможность походить по подиуму за час до выступления бесценна. И снова речь идет об уверенности и нервах — чем лучше вы знакомы с обстановкой, тем менее ненужных эмоций будете испытывать.
Ознакомьтесь с оборудованием, с которым будете иметь дело. Продумайте свои действия на тот случай, если оно даст сбой. Вам пригодятся умение импровизировать и чувство юмора.
Забывать о своей аудитории
Зачастую ораторы настолько поглощены своим выступлением, что забывают об аудитории. Начните презентацию с рассказа о том, чего от нее ждать. Дайте им знать, какую тему раскроете первой и готовьте их к осознанному участию в процессе. Поощряйте их задавать вопросы и готовьтесь отвечать на них.
Следите за обратной связью и приготовьте план Б на тот случай, если аудитория начнет скучать.
Использовать неуместный контент
Не все ораторы задумываются об аудитории, которая будет слушать выступление. Это может привести к полнейшему недопониманию. Выделите время и подумайте над тем, что из себя представляют ваши слушатели и чего они хотят. Не используйте жаргон, если поймете, что он будет воспринят негативно. Помните о потребностях и мотивации: что может заинтересовать аудиторию и как вы сможете на нее повлиять?
Быть слишком многословным
Короткие презентации являются наиболее эффективными, потому что заканчиваются на пике интереса аудитории. Не стройте слишком длинные предложения и используйте простую речь. Обычно презентация идет около 15-20 минут, поэтому придерживайтесь этих границ.
Неэффективно использовать визуальные элементы
Плохие слайды могут испортить впечатление от оратора и его презентации, поэтому выделите достаточно времени для того, чтобы они были уместными и информативными.
Мы все видели слайды с кричащими цветами, ненужной анимацией или трудночитаемым шрифтом. При выборе цвета подумайте о месте, в котором будет происходить событие. Темный фон на слайде хорошо сочетается с белым текстом в том случае, если презентация проходит в темной комнате.
Тщательно выбирайте картинки. Выбор высококачественных фотографий может привести к тому, что ваша аудитория будет перегружена визуальными элементами и перестанет воспринимать голос или текст.
Перенасыщать текст
Текст на слайдах должен быть коротким и при этом максимально информативным и простым. Если ваша презентация длится 30 минут, ограничьте себя десятью слайдами. Помните, что слайды должны помогать рассказывать историю, а не перегружать аудиторию ненужной информацией.
Говорить бессвязно
Обычно в стрессовых ситуациях речь человека портится многократно, иногда обнажаются проблемы с грамотностью в связи с нервозностью. Дышите глубоко и при первых признаках бессвязной речи и бормотания соберитесь и начните говорить медленнее. Сделайте ставку на качество речи, а не на скорость выступления — вас вряд ли выгонят со сцены, если вы задержитесь на пару минут дольше.
Игнорировать динамику
Динамика важна при любой коммуникации с людьми — будь это публичный или приватный разговор. Презентации Джобса строились по принципу голливудских фильмов и работали великолепно. Интрига, конфликт, саспенс и развязка должны быть на месте. Используйте язык тела в самые эмоциональные моменты своего выступления.
Избегать зрительного контакта
Вы когда-нибудь были на презентации, во время которой оратор постоянно смотрел свои записи, смотрел под ноги, в потолок или на экран? Что вы чувствовали во время таких моментов?
То, что это публичное выступление, не означает, что нельзя смотреть людям прямо в глаза. Это прекрасный трюк, потому что он помогает расслабиться и вести себя непринужденно — вы будто говорите со старым другом, а не выступаете перед многочисленной публикой.
Помните, что выступление на публике — это прежде всего представление. Не давайте своей аудитории заскучать и при этом предоставляйте ей максимально полезную информацию. Старайтесь избегать этих ошибок и повышайте свой уровень оратора, например, пройдя наш курс с лучшими техниками коммуникации