Во все времена руководители компаний задумывались о том, как улучшить работу своей организации. Были радикальные методы управления, но они постепенно вымирают. Идеальными считаются либеральные методы управления, но они хороши в небольших компаниях. Когда же в компании работают тысячи, десятки тысяч сотрудников, невероятно сложно находить к каждому сотруднику индивидуальный подход, нужна комплексная философия.
Шесть сигм (six sigma) рассматривается и как методология, и как философия, и как набор инструментов совершенствования работы. Может внедряться в организации разных направлений — от медицинских до транснациональных корпораций.
Шесть сигм — концепция управления производством, основанная на внедрении улучшений, исходя из измеряемости любых данных. Концепция шести сигм была разработана в 1986 году Биллом Смитом, сотрудником Motorola, и нашла широкое применение во многих сферах бизнеса. В середине 1990-ых генеральный директор General Electric Джек Уэлч применил эту стратегию, и она стала всемирно известной. В 2000-е годы получило широкое применение совместное объединение концепции шести сигм и бережливого производства. Обе концепции есть переосмысление философии «Гемба кайдзен».
Немного математики
Сам термин «шесть сигм» взят именно из математической статистики и означает стандартное отклонение случайной величины от среднего значения. Стандартная величина характеризуется двумя параметрами — средним значением (мю) и стандартным отклонением (другое название — среднеквадратическое отклонение — сигма).
Давайте для примера возьмем параметр «Качество» в качестве (извините за тавтологию) случайной величины. Итак, мы хотим оценить вероятный процент дефективных изделий при производстве. Для этого установим нижнюю и верхнюю границы допуска параметра «Качество». Чем больше будет значение сигмы, тем меньше процент идеальных изделий. Чтобы повысить процент идеальных изделий, нужно уменьшить значение сигмы, а чтобы его уменьшить, нужно просто увеличить количество сигм.
Установление шести сигм в поле допуска будет означать, что у нас будет 3,4 дефектных изделия на один миллион или 99, 99966% идеальных изделий. Суть концепции в том, что применение инструментов управления процессами позволит снизить значение стандартного отклонения.
Базовые принципы концепции шести сигм
- Ключевые показатели эффективности (KPI) должны быть измеряемыми. Если процессы можно измерить, значит их можно контролировать, а поэтому улучшить
- Необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы все процессы на производстве были предсказуемыми
- Удовлетворение потребителя. Они же являются индикаторами качества продукции. Сколько бы ни стоила продукция, потребитель ожидает ее высокого качества, быструю доставку, отменное обслуживание
- Интерес к клиенту должен быть искренним. Клиент чувствует неискренность
- Управлять компанией стоит только на основе данных и фактов, а не слухов и домыслов
- Упреждающее управление. Лучше выделить деньги на профилактику, чем потом на восстановление имиджа компании
- Стремление к совершенству
- Налаживание командной работы и вовлечения персонала. Работник должен быть заинтересован в результатах. Заинтересованный сотрудник приносит значительную помощь в развитии компании
- Определение и анализ причин дефектов
- Дальнейший контроль за процессом
Если компания внедрила концепции шести сигм, она теперь может очень гармонично пользоваться различным инструментарием. Это может быть диаграмма Парето, Древовидная диаграмма, диаграмма Исикавы.
Методология шести сигм
В основе шести сигм как методологии находятся три взаимосвязанных элемента:
- управление процессами
- улучшение уже существующих процессов
- проектирование новых процессов
Как же происходит улучшение процессов? Для этого применяется пять шагов и называются методом DMAIC (Define, Measure, Analyze, Improve, Control).
- Define – определите основные проблемы в процессе. Формируется команда, которая наделяется полномочиями и определяется зона ее ответственности.
- Measure – собираются все данные. Высказываются предварительные предположения.
- Analyze – проверяются все предположения, выясняются истинные причины отклонений и проблем.
- Improve – разрабатываются улучшения и проводится их внедрение.
- Control – стандартизация и документирование; постоянный контроль на их основе.
Семь степеней владения шестью сигмами
Этим самым командам, которые формируются руководством компании, присваиваются свои звания. Всего существует семь званий.
- Руководство. Это владельцы бизнеса.
- Чемпион. Член высшего руководства компании. Именно он и должен принять решение о запуске проекта шести сигм.
- Черный пояс. Эксперт в области шести сигм. Занимается обучением и руководством команды. Несет полную ответственность за результаты.
- Зеленый пояс. Этот человек работает под руководством черного пояса. Анализирует и решает задачи.
- Желтый пояс. Отвечает за реализацию небольших задач.
- Белый пояс. Отвечает за реализацию простых задач.
В современном мире концепция шести сигм стала очень популярной. Популярность любой концепции зависит от количества и масштабности компаний, которые ее внедряют. Поэтому когда ее внедрила компания General Electric, подтянулись и другие компании. Западные компании берут многое из японских методов управления и пытаются усовершенствовать их концепции под западный менталитет. Шесть сигм — едва ли не первая попытка на этом поприще.
А что вы думаете о концепции шести сигм? Оставляйте свои мнения в комментариях.