Вы, наверное, слышали, что каждый цвет имеет какое-то значение. И это правда: различные цвета по-разному влияют на наше эмоциональное состояние и наше умонастроение. В статье вы узнаете, как на людей влияют синий, красный, зелёный, жёлтый, белый, серый и чёрный цвета, и где это используется.
Научные исследования
Базыма Б.А. в своей монографии «Цвет и психика» отмечает, что цвет оказывает психическое и психофизиологическое воздействие на человека на протяжении всего развития цивилизации.
Уже у первобытных людей были определённые ассоциативные связи с цветами: красный – кровь, чёрный – страдание, зло, белый – чистота, благо. Каждый цвет вызывал определённые эмоции и влиял на умонастроение.
То же наблюдается и сейчас. Например, в исследовании Кэтти Ламанкьюза американцев просили выбрать любимый цвет и охарактеризовать его. 35% опрошенных выбрали синий и описали его примерно одинаково: спокойный, мирный, безмятежный.
Был проведён эксперимент: на железнодорожных станциях Токио установили фонари, которые излучают синий цвет. Удивительно, но уровень преступности снизился. Аналогичный эксперимент провели в Глазго – результат был таким же.
Теперь давайте перейдём непосредственно к рассмотрению основных цветов.
Синий
Этот цвет вызывает чувство спокойствия, безмятежности, доверия, верности и гармонии. Именно поэтому синий цвет использовали в качестве основного для оформления социальных сетей «Вконтакте» и «Facebook».
Также этот цвет способствует релаксации и расслаблению. Вам будет легко расслабиться в помещении с синими и голубыми тонами. Но в то же время синий цвет кажется «холодным».
Красный
Это цвет любви и страсти, цвет войны и крови. Также он ассоциируется с запретами (например, красный сигнал светофора) и вызывает агрессию.
Красный цвет возбуждает и активизирует человека, поэтому мы часто можем увидеть его в рекламе – из всего многообразия цветов мы скорее обратим внимание именно на красный.
Женщина в красном платье считается более сексуально привлекательной, чем платье какого-либо другого цвета.
Зелёный
Зелёный – цвет природы. Он успокаивает и расслабляет. Если человек будет смотреть на зелёный цвет, он ощутит чувства гармонии и спокойствия.
Жёлтый
Этот цвет стимулирует работу мозга и нервной системы. Также это цвет тепла и уюта, цвет радости и жизнерадостности. Жёлтый вызывает хорошее настроение, этот цвет считается «оптимистичным».
Очень популярным в рекламе является написание чёрным шрифтом на жёлтом фоне, т.к. считается, что это способствует лучшему запоминанию информации.
Также жёлтый символизирует предательство и разлуку, но в целом этот цвет вызывает радость и положительные эмоции.
Белый
Белый – это ещё один из успокаивающих цветов. Белый – чистый, нейтральный, невинный и беспристрастный. Это цвет символизирует совершенство.
Белый цвет ассоциируется с чистым листом бумаги, то есть с возможностями. Мы даже говорим «начать с чистого листа». Но если человек не знает, как воспользоваться своими возможностями, белый цвет может вызывать тоску.
Серый
Серый – цвет скуки, тоски, рутины, печали. Серый считается безэмоциональным, пресным. Также серый цвет означает скромность и простоту. «Серые будни» — то есть скучные, грустные и пресные, «серая мышка» — то есть неприметная, тихая.
Чёрный
Чёрный цвет ассоциируется со смертью, злом, тьмой (ночью). Это цвет траура и тайны. «Чёрный кот», «чёрный день» и т.п. – этот цвет связан с негативом.
Однако не всегда он вызывает исключительно отрицательные эмоции. Если мы увидим девушку в чёрном платье, вряд ли мы сразу же задумаемся о смерти.
Ещё одно значение чёрного цвета – это весомость и авторитарность. Согласитесь, что чёрный цвет считается более солидным, чем, например, жёлтый.
Использование психологии цвета
Психология цвета имеет широкое применение, но основные сферы – маркетинг и дизайн.
Например, было проведено исследование, в котором респондентам предложили выбрать интернет-магазин синего или зелёного цвета (при прочем равном). 178 человек выбрало синий, и только 99 зелёный. То есть такая, казалось бы, мелочь может иметь огромное значение для продаж.
Представьте себе офис. Скорее всего, вы представили себе помещение в светлых оттенках, близких к белому. Почему? Как вы уже знаете, белый цвет успокаивает. Если сделать офис в ярко-красных цветах, вызывающих агрессию, работникам будет гораздо сложнее справиться со стрессом.
Тот же светофор: зелёный, природный цвет, как бы говорит: «Всё в порядке, расслабься», в то время как красный обращает на себя внимание и возбуждает человека. Наоборот было бы не так эффективно.
Теперь вы знаете, как цвет влияет на ваше умонастроение. Используйте это!
Желаю успехов!