Часто бывает так, что возникает спор, который через время становится неприятным для всех его участников. И не важно в какой компании он начинается – семьи, друзей, коллег или малознакомых людей. Казалось бы, что все стороны конфликта хотели бы его прекратить, но какая-то невидимая магия ведет лишь к его усугублению. Писатель Керри Паттерсон в книге «Crucial Conversations Tools for Talking When Stakes Are High» делится опытом и советами относительно того, как погасить спор, даже если ситуация вышла из-под контроля.
Паттерсон вводит понятие общего пула смысла. Чем больше смысла и конструктива, тем более люди склонны вести продуктивный диалог. Есть и две крайности, которых стоит избегать: агрессия и молчание. Да, можно подумать, что молчание лучше агрессии, однако если задуматься, то она имеет не менее разрушительные последствия.
Вот несколько советов от Керри Паттерсона о том, как погасить страсти во время спора.
Обратите внимание на признаки молчания
Молчание — это один из двух способов, при помощи которых мы отрезаем себя от содержательного диалога. Человек молчит, хотя по логике разговора должен участвовать? Значит что-то не так.
Молчание включает в себя:
- Уход (неприятие того, что было сказано)
- Избегание (не принимать участие и не выражать свою точку зрения)
- Маскировка (сокрытие эмоций)
Обратите внимание на признаки агрессии
Это второй способ, при помощи которого можно понять, что спор вышел из-под контроля. Конструктивного диалога не получится.
Признаки агрессии:
- Контроль (пресечение любых попыток собеседника возразить)
- Навешивание ярлыков
- Атака (оскорбление и личные выпады)
Верните разговор в безопасное русло
Даже агрессия проходит свою точку невозврата, после которой ничего исправить уже нельзя. Поэтому выявите признаки агрессии или молчания как можно раньше.
Вернитесь к моменту согласия
Погасить жаркий спор на самом деле достаточно просто: нужно лишь четко придерживаться линии поведения. Сложность в том, чтобы унять гордость и следовать этой линии.
Великие диалоги и переговоры наполнены фразами «Да» и «Да, я согласен». Не имеют значения масштабы и качество соглашений, сейчас главное — количество.
Ищите любые возможности обрести точки соприкосновения. Начинайте наполнять общий пул смысла. Собеседник просто прекратит спорить, если вы начнете с ним соглашаться. Однако не ведите себя слишком уступчиво, это может только увеличить амплитуду маятника.
Расскажите о фактах, лежащих в основе вашей версии
Когда страсти улеглись, почивать на лаврах еще рано. Для начала нужно поговорить на ту же тему, что вызвала спор, но иначе. Концентрируйтесь на фактах. Никаких обвинений и предположений.
Если вам что-то показалось, может и правда показалось. А даже если нет, это не имеет значения. Сейчас нужны только факты. Даже если собеседник посмотрел на вас злобно, это относится к категории «показалось».
А теперь выскажите свою точку зрения, расскажите почему так думаете, почему так себя чувствуете.
Выслушайте противоположную версию
Вы рассказали историю честно и откровенно, вели себя достойно и не делали предположений. Ваша очередь потребовать того же от собеседника.
Ни в коем случае не перебивайте, даже если считаете, что это пойдет на пользу диалогу. Собеседник должен чувствовать, что его выслушали от первого и до последнего слова. Просто попросите: «Расскажи мне все, что думаешь. Я не буду злиться».
Найдите обоюдную цель
В жарком споре цель теряется, размывается, а затем и вовсе подменяется чем-то совершенно другим. В любом случае забудьте, зачем ввязывались в спор. Ищите другую цель. Скорее всего, вы находитесь в компании и хотите приятно или конструктивно провести время. И точка. Все, что не способствует этой цели, должно быть отброшено.
Вряд ли на ваше предложение «Ты ведь хочешь провести отличный вечер?» собеседник ответит «Нет, я пришел сюда, чтобы всем испортить настроение». Общая цель объединяет и творит чудеса.
Будьте осторожны, играя в жертву или злодея
Часто мы приукрашаем свои истории, выставляя другую сторону в роли злодея. Или же наоборот, пафосно говорим о том, какие мы злодеи и как испортили всем присутствующим настроение. Избегайте черно-белого мышления, помните, что в возникновении спора всегда виноваты все стороны.
Дейл Карнеги сказал, что лучший спор победить в споре — не участвовать в нем. С ним согласен и Бенджамин Франклин, который, уничтожив в себе привычку критиковать других и вступать в споры, стал одним из самых великих людей в истории человечества.
Желаем вам удачи!