Успешный бизнес целиком и полностью состоит из цепочки принятых решений. Чем они эффективнее, тем больше шансов преуспеть в своей сфере бизнеса. Легко принять решение, когда у вас есть два-три определяющих фактора, но что если их десятки? И что если у вас имеется несколько неплохих альтернативных вариантов? Как понять, какой лучше? Матрица принятия решений поможет принимать их более уверенно и рационально. Несмотря на то, что эту технику используют в бизнесе, вы можете применять ее и в своей жизни, в которой вы тоже каждый день принимаете важные решения, имеющие влияния на ваше будущее.
Как использовать этот инструмент
Матрица работает так:
- Создайте таблицу.
- В строки впишите ваши варианты.
- В столбцы впишите названия факторов, которые влияют на выбор.
- Определите важность факторов по шкале от 1 до 5.
- Подсчитайте количество очков для каждого варианта выбора.
Несмотря на кажущуюся сложность, это на самом деле достаточно легкий и забавный процесс.
Если вы хотите серьезно углубиться в матрицу, то перед вами пять ключевых шагов.
Шаг 1
Если вы решаете, что купить — новый ноутбук или мобильный телефон, то у вас всего две строки выбора. В столбцы запишите все факторы:
- Ценность для работы и саморазвития;
- Цена;
- Мобильность;
- Наличие конкретных программ. Для ноутбука или смартфона это будут принципиально разные программы;
- Оцените, насколько критична для вас покупка смартфона или ноутбука.
Если вы выбрали телефон, тогда можете создать еще одну таблицу и определить, телефон какой марки вам нужен. Теперь факторы будут несколько отличаться.
Шаг 2
Устраивает ли вас цена? Если да, поставьте ей 4 или 5 баллов. Ценность для работы и саморазвития? Если вы решили, что ноутбук более подходит для вашей цели, ставьте 5.
Шаг 3
Теперь вам нужно определить относительную важность факторов. Может быть цена для вас не столь важна, сколько наличие конкретных программ, поэтому вы можете начислить ей 4 очка важности, а программам — 5. Это важный этап и здесь очень легко себя обмануть. Будьте предельно честны перед самим собой. Возможно вам нужно купить ноутбук прямо сейчас, а покупку нового телефона можно отложить.
Шаг 4
Теперь умножьте каждую сумму из шага 2 на каждую сумму из шага 3. Это будет ценность вашей комбинации выбор/фактор.
Шаг 5
Плюсуйте все результаты для каждого выбора. Выбор, набравший больше очков, победил.
Если ваша интуиция подсказывает вам, что результаты неточны, пересмотрите шаги с 1 по 3.
Пример из бизнеса
Владелец ресторана решает найти нового поставщика продуктов. У него есть четыре варианта.
Вот факторы, которые он рассматривает:
- Цена;
- Качество;
- Местонахождение;
- Надежность;
- Варианты оплаты.
Сначала он создает первую таблицу, где выставляет оценки тому, насколько его удовлетворяет каждый фактор. Затем создает вторую таблицу, в которой определяет относительную ценность каждого фактора. После этого он подсчитывает баллы и выясняет, какой поставщик ему подходит.
Помните, что вы можете использовать матрицу в любом аспекте вашей жизни, когда вам нужно выбрать между несколькими вариантами с множеством факторов.
Желаем вам удачи!