Крайне сложно удерживать внимание аудитории на протяжении всей лекции или презентации. Иногда, казалось бы, самая подготовленная речь навевает на людей скуку. Это случается даже во время обычного разговора, а когда заходит речь об общении с публикой, все становится во много раз сложнее. Вот где инструмент под названием «Лестница абстракции» может помочь, позволяя вам оперировать словами таким образом, чтобы удерживать внимание аудитории. Лестница абстракции поможет во многих случаях — она усилит ваши писательские, коммуникационные и даже мыслительные навыки.
О модели
Впервые ввел эту модель лингвист Самуэль Хайакава в 1939 году в своей книге «Язык действия». Она описывала процесс мышления, написания и разговора на разных уровнях и была достаточно удобным инструментом для эффективной коммуникации.
Лестница стоит на прочном фундаменте, как и полагается любой хорошей лестнице. У самого ее основания стоит процесс речи, основанный на конкретности, детальности и осязаемости. Например, вы можете думать о своей ручке или о кресле и для вас не будет существовать ничего конкретней. Это значит что вы стоите на самой первой ступени мышления.
По мере восхождения по ступенькам, ваша речь становится все более абстрактной, со всеми ее достоинствами и недостатками. Когда вы достигли наивысшей ступеньки, вы можете оперировать такими понятиями как власть, жизнь и эстетика. Мы видим существенную разницу между самой нижней и самой верхней ступеньками — от физических вещей до абстрактных.
Наиболее эффективной коммуникация становится только когда вы поднимаетесь и опускаетесь по этой лестнице, не задерживаясь надолго на каждой ступеньке. Вот пример фразы, которая задевает каждую ступеньку: «Усейн Болт достиг своего величия благодаря своей самоотверженности и тяжелой работе на беговой дорожке». Понятие «величие» находится на вершине лестницы, «самоотверженность и тяжелая работа» посередине, а «беговая дорожка» в самом низу. Многие люди попадают в ловушку считая, что нахождение на верхней ступеньке делает их умнее, они даже избегают обычных терминов и становятся чересчур расплывчатыми в своей терминологии.
Хайакава использовал словосочетание «Корова Бесси» чтобы продемонстрировать как мышление и коммуникация с другим человеком могут двигаться по лестнице от конкретики до абстракции:
- Суть коровы. Атомы и молекулы, из которых состоит любое существо.
- Корова, которую мы воспринимаем. Не само слово, а объект, который мы видим. Мы уже не видим атомы, вместо этого замечаем рога, расцветку, и физические параметры животного.
- Бесси. Кличка, которую мы дали животному. Когда мы концентрируемся на этом слове, то забываем о ее физических характеристиках.
- Корова. Когда мы фокусируемся на этом слове, то нас интересует не конкретная корова по кличке Бесси, а вообще любая корова.
- Домашний скот. В это понятие входит уже не только корова Бесси, но и все остальные животные, живущие на ферме.
- Фермерское имущество. Теперь мы рассматриваем корову Бесси в контексте того, что она принадлежит ферме вместе с другими активами.
- Имущество. Теперь корова становится еще более абстрактным понятием и превращается в ценность.
- Благосостояние. Наивысшая форма абстракции, исходя из которой мы уже почти ничего не знаем о корове Бесси.
Как это работает
Как было сказано, мы можем применять лестницу абстракции для любой формы коммуникации и собственного мышления.
Аудитории нужна конкретная информация для того, чтобы абстракция имела смысл. Например, лидер может показывать своим сотрудникам общую картину развития своей компании, но при отсутствии конкретики его могут просто неправильно понять. Он оставляет людей в неведении относительного того, что они должны делать.
С другой стороны, люди должны знать, что означают детали. Лидер может вывалить на сотрудников кучу информации и при этом не объяснить, что же все это означает в общем. Проблема, как мы уже могли догадаться, в том, что этот человек находится только на одной ступеньке лестницы.
Лестница абстракции может пригодиться и для других целей , например, для критического мышления или поиска решений проблемы. Двигаясь вверх и вниз вы рассматриваете любую проблему на разных уровнях.
Применение лестницы
Перед общением с аудиторией вы должны продумать, чего она от вас хочет. После этого вам нужно распланировать свою речь так, чтобы двигаться по лестнице, ненадолго задерживаясь на каждой ступени.
Вы можете перемещаться по лестнице как в пределах всей презентации, так и в рамках одного предложения. Помните, что аудитория начинает скучать именно по причине того, что ваша речь становится скучной и однообразной.
Спуск с лестницы
Люди, которые вещают с вершины лестницы, звучат достаточно вдохновляюще. Однако несмотря на то, что подобная речь может казаться захватывающей, в итоге аудитория начнет ощущать некую пустоту и отдаленность, поэтому нужно немедленно приземлить дискуссию.
- Используйте живые описания, чтобы позволить аудитории ухватить суть. Наглядно покажите как выглядит и как звучит ваша идея, используйте фотографии и слайды.
- Обсуждайте примеры, подключайте юмор, будьте разнообразны.
- Поддерживайте свои абстракции конкретной информацией и статистикой.
Подъем по лестнице
Если вы чувствуете, что ваша аудитория нервничает, тщетно пытаясь понять, к чему вы клоните, самое время подняться по лестнице. Самое время спросить себя «Почему?». Когда вы говорите о том, зачем люди собрались, вы связываете детали с теорией, целями и другими абстракциями.
- Соберите детали вместе с тем, чтобы обобщить их и найти тренды.
- Используйте широкий контекст, чтобы помочь аудитории увидеть общую картину.
- Почаще резюмируйте и подводите итоги.
Бывает и так, что нахождение на одной ступени бывает полезным. Если ваш собеседник говорит в общих терминах, вам нужно с ним говорить о конкретных вещах. Однако это работает только в случае не очень долгого разговора.
Иногда и вам, чтобы уйти от неудобного вопроса или темы, стоит взобраться на вершину лестницы и отвечать уклончиво и абстрактно. Каждый может найти в этой модели что-то свое.
Если вы использовали когда-нибудь лестницу абстракции, поделитесь этим в комментариях.