Человеческая психика представляет собой феномен, который еще недостаточно изучен учеными. То же самое с памятью и эмоциями. А если эти три вещи объединить и заставить человека пережить сильное потрясение или переживание, возникнет еще один феномен, называемый импринтингом.
У термина «импринтинг» (или «запечатление») два определения, не противоречащих друг другу.
Импринтинг — фиксация определенной информации в памяти и зависимость от нее.
Импринтинг — специфическая форма обучения, закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных поведенческих актов.
Этот феномен открыл австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц, когда наблюдал за поведением серых гусей. Он заметил, что животные наследуют поведение своих родителей. Особенно важны первые дни их жизни. Если вылупившимся цыплятам вместо родной мамы подсунуть резиновый мячик, то они будут воспринимать этот предмет как своего родителя. Лоренц сделал вывод, что с человеческими особями происходит то же самое — какое-либо сильное переживание накладывает такой отпечаток на психику человека, что становится необратимым и влияет на всю последующую жизнь, реакции и поведение.
Существует теория, согласно которой в психике человека имеется механизм высвобождения. Чтобы он пришел в действие, необходимы обонятельные, тактильные, зрительные и прочие раздражители, которые строго индивидуальны для каждого человека и запрограммированы генетически. Если все элементы сходятся в строго определенные, критические моменты формирования личности, срабатывает механизм высвобождения: манера поведения или цепочка реакций быстро запечатлевается в психике, приобретая необыкновенную стойкость.
Импринтингом может быть:
- Первая любовь;
- Эффект первого впечатления;
- Эффект первого успеха/неудачи;
- Этапы формирования фобий;
- Впечатывание образа матери и отца в первые месяцы жизни ребенка.
Признаки импринтинга
Наиболее сильное влияние закрепления признаков объектов происходит в раннем возрасте, однако история знает много случаев того, когда это случается и в более зрелом возрасте (об этих случаях мы поговорим позже). Результаты импринтинга с очень большим трудом поддаются дальнейшему изменению (так называемая «необратимость результатов запечатления»).
Вот характерные признаки импринтинга:
- Совершается очень быстро по результатам единственной встречи с объектом запечатления.
- Происходит без пищевого и иного подкрепления.
- Возможно в достаточно ограниченный (критический, сенсибильный) период времени.
- Характеризуется необратимостью.
Социальный импринтинг
Социальный импринтинг проявляется в наборе импринтов — встречающихся у людей базовых принципов, ценностях и этнических стереотипах, которые регламентируют отношение к вере, любви, дисциплине, лидерству и так далее.
Социальный импринтинг играет не последнюю роль в инновациях и их неприятии. Даже если инновационный товар лучше и дешевле обычного, его может ждать большой провал.
Признаки импринтинга можно увидеть и в рекламе. Скажите, как давно у вас Новый год стал ассоциироваться не только с оливье и мандаринами, но и кока-колой? В конце концов, если что-то рекламировать достаточно часто, рано или поздно оно совпадет с сенсибильным, критическим периодом времени и отложится в памяти.
Какой вывод можно сделать?
Если просто, то ваш ребенок неосознанно запечатлевает ваши шаблоны поведения, некоторые из которых могут настолько сильно въесться в его личность, что станут его частью. Возможно, последствия не будут заметны здесь и сейчас, однако спустя пару месяцев (а может и лет), они обязательно проявятся и останется только гадать, откуда все это появилось. На что в своем поведении следует обратить внимание?
- Речевые обороты;
- Эмоциональные реакции;
- Вредные привычки: курение и алкоголь;
- Пищевые привычки.
Как уже было сказано, невозможно точно предсказать, когда сработает механизм высвобождения. Однако, когда это случится, последствий не избежать. И, как правило, они будут негативными.
Но есть и позитивные последствия, которые можно развить, если знать об импринтинге. Психолог Жо Годфруа пишет: «Если выбрать 141 язык, на каждом из которых говорит не менее миллиона человек, то окажется, что эти языки содержат от 15 до 85 фонем. Как выяснилось, в первый год жизни почти каждый младенец способен без труда произносить до 75 различных фонем, с одинаковым успехом воспроизводя английское th, щелкающие звуки языка бушменов и арабские гортанные звуки. Другое дело, что не все его звуки получают подкрепление со стороны окружающих. Некоторые просто не замечаются, а другие, наоборот, — встречают бурное одобрение».
Ученым еще предстоит многое узнать об импринтинге, чтобы появилась возможность использовать эти знания для всеобщего блага. Например, можно будет привить правильную, позитивную реакцию на ошибки и провалы, с вызовом реагировать на страх или прекратить бояться отказов.
Импринтинг еще называют мгновенным обучением и неспроста. При полном понимании того, как работает этот механизм, можно совершить революцию в сфере обучения и саморазвития. Он позволит развивать мышление в максимально короткий срок.
Также в интернете появляются люди, желающие экспериментировать с импринтингом: они искусственно вводят себя в особое состояние, а затем формируют в себе быстрое переживание. Цель — избавиться от фобии или привить себе хорошую привычку. Но мы не рекомендуем заниматься подобным, потому что можно очень легко навредить себе и приобрести новую фобию вместо или даже вместе со старой.
Желаем вам удачи!