Кто-то читает 10 книг в год, кто-то 50, кто-то еще больше. Однако мы все понимаем одну простую истину: важно качество информации и уровень ее понимания. Чтобы поощрять критическое чтение, нужно научиться задавать правильные вопросы. Это поможет осознанно отнестись к книге и вынести из нее намного больше.
В нашей статье речь пойдет о художественной литературе, однако при большом желании вопросы можно переделать и использовать для прочтения профессиональной.
Почему это так важно?
Чтение книг — элемент обучения, саморазвития, один из самых полезных способов времяпровождения. Из каждой книги необходимо получать максимум. Глубокое понимание невероятно важно, потому что персонажи и диалоги могут со временем забыться, а суть останется.
Долорес Дуркин в 1979 г. провела исследование и выяснила, что подавляющее большинство преподавателей и учителей задают вопросы только по окончанию прочтения книги, и очень редко — до и во время. Дальнейшее изучение показало, что ситуация со временем стала не намного лучше.
Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:
- Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
- Умение делать предположения
- Научиться создавать связи и ассоциации
- Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
- Оценивать качество текста
- Пересматривать ключевые моменты в тексте
- Понимать, как можно использовать информацию в будущем
Вопросы «до»
Вы выбрали интересную книгу, устроились поудобнее и готовы читать. Но прежде задайте пару вопросов, чтобы это помогло более осознанно воспринимать текст:
- Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
- О чем будет книга? Почему я так думаю?
- Это реальная или вымышленная история?
- Зачем я читаю это?
- Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
- Какие предположения я могу сделать?
Вопросы «во время»
Делайте несколько пауз во время чтения. Задайте себе несколько вопросов о главе, которую читаете:
- Что я понял из прочитанного?
- Какова основная идея?
- Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
- Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
- Как поступит персонаж? Почему?
- Какие эмоции испытывает персонаж?
- Как бы я поступили на его месте?
- Случалось ли нечто подобное со мной?
- Опишите прочитанное своими словами.
- Нужно ли запоминать этот текст? Почему?
Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:
- Какие предположения были верными?
- Какова основная идея на самом деле?
Вопросы «после»
- На каком уровне понимания текста я находился? Нет ли более глубокого смысла?
- Какие вопросы автор ставил перед самим собой и как отвечал на них?
- Каковы были намерения автора или он полностью попытался отстраниться от намерений и своей точки зрения?
- На все ли поставленные свои вопросы автор ответил или некоторые ответы были неполными?
- Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
- Можете ли вы рассказать историю своими словами?
- Какие события были наиболее важными?
Все эти вопросы помогут не просто прочесть книгу, а извлечь из нее большую пользу.
Если вы учитель
Главная ваша обязанность как учителя — вовлечь учеников (студентов) в разговор и выяснить, что они думают о книге.
- Почему автор поместил героев в это место и время?
- Почему автор начал историю именно так?
- Почему автор закончил историю именно так?
- Какие бы вопросы вы задали автору?
Данный подход можно использовать при изучении:
- Художественной литературы
- Науки
- Математики
- Писательского мастерства
- Социальных наук
Вопросы вы можете придумывать сами. Главное — относиться сознательно к тексту. Прочтите лучше меньше книг, зато прочувствуйте их как можно глубже.
Желаем вам удачи!