Блог о саморазвитии

Воплощенное познание

Воплощенное познание

В осенней серии передачи «Что? Где? Когда?» знатокам задали вопрос о том, как должны были испытуемые взять карандаш, чтобы одна группа воспринимала информацию позитивно, а другая — негативно. Они дали правильный ответ: «позитивная» группа зажимала карандаш зубами, чтобы получилась улыбка, в то время как «негативная» помещала его между носом и верхней губой, заставляя хмуриться.

Согласно Википедии, воплощенное познание — это теория, подразумевающая, что разум нужно рассматривать в его взаимосвязи с физическим телом, которое в свою очередь взаимодействует с окружающей средой. Традиционные теории в психологии возлагают всю ответственность за формирование нашего поведения на мозг; восприятие — это вход в вычислительную, репрезентативную систему, которая мысленно преобразует ввод в моторные команды. Многие исследователи рассматривают воплощенное познание как идею о том, что на содержание этих ментальных состояний и представлений могут влиять состояния наших тел.

Теория воплощенного познания имеет относительно короткую историю. Ее интеллектуальные корни восходят к философам начала ХХ века Мартину Хайдеггеру, Морису Мерло-Понти и Джону Дьюи, но эмпирически воплощенное познание начало изучаться в последние несколько десятилетий. В течение же многих веков процветало понятие бестелесного разума.

Связь воплощенного познания с наукой

Воплощенное познание — это тема исследования когнитивной и социальной психологии. Оно охватывает такие вопросы как социальное взаимодействие и принятие решений и отстаивает идею, что моторная система влияет на познание, так же как ум влияет на телесные действия. Например, когда участники держат карандаш в зубах, вовлекая мышцы, отвечающие за улыбку, они воспринимают приятные фразы лучше и быстрее, чем неприятные, а удерживание карандаша между носом и верхней губой (как будто человек хмурится), имеет обратный эффект.

Исследователи робототехники, такие как Родни Брукс, Ханс Моравец и Рольф Пфейфер, утверждают, что истинный искусственный интеллект может быть воплощен только в машинах, обладающих сенсорными и двигательными навыками и связанными с миром через тело. Нейробиологи Джеральд Эдельман, Антонио Дамасио и другие исследовали связь между телом, отдельными структурами в мозге и аспектами ума, такими как сознание, эмоции, самосознание и воля.

Моторная теория восприятия речи, предложенная Элвином Либерманом из Лаборатории Хаскинса, утверждает, что идентификация слов воплощается в восприятии телесных движений, посредством которых дополняются произносимые слова.

В общем, несмотря на то, что экспериментальным путем воплощенное познание доказать невероятно трудно, подавляющее большинство ученых считают, что оно действительно существует. Так, согласно Маргарет Уилсон:

  1. Познание укоренено в окружающей среде. Когнитивная деятельность происходит в контексте реальной окружающей среды, и она по своей сути включает в себя восприятие и действие.
  2. Познание подвержено давлению времени. Оно должно пониматься в терминах того, как функционирует при взаимодействии в реальном времени с окружающей средой.
  3. Мы передаем часть когнитивной работы окружающей среде. Из-за ограничений наших способностей к обработке информации (например, ограничений внимания и рабочей памяти) мы используем среду для снижения когнитивной нагрузки.
  4. Окружающая среда является частью когнитивной системы. Информационный поток между умом и миром настолько плотный и непрерывный, что для ученых, изучающих природу познавательной деятельности, не только ум считается значимой единицей анализа.
  5. Познание предназначено для действий. Функция ума заключается в том, чтобы направлять действие, а когнитивные механизмы, такие как восприятие и память, должны пониматься с точки зрения их окончательного вклада в поведение, соответствующее ситуации.
  6. Автономное познание опирается на тело. Даже когда оно отделено от окружающей среды, деятельность ума основывается на механизмах, которые развивались для взаимодействия с окружающей средой, то есть механизмов сенсорной информации и моторного контроля.

Последнее проявляется лучше всего у младенцев или детей младшего возраста. Они используют навыки и способности, с которыми родились, например, хватать и слушать, чтобы узнать больше об окружающей среде. Навыки разбиты на пять основных категорий, которые сочетают в себе сенсоры с моторными навыками, так называемые сенсомоторные функции. Пять основных навыков:

  • Умственные образы: умение визуализировать то, что в настоящее время не присутствует в окружающей среде. Например, представление о будущей деятельности или воспоминание о том, сколько окон находится на первом этаже дома, в котором вы когда-то жили.
  • Рабочая память.
  • Эпизодическая память: долговременная память о конкретных событиях.
  • Неявная память: означает, что мы изучаем определенные навыки, пока они не станут автоматическими для нас. Примером этого может быть взрослый, чистящий зубы, или опытный гонщик, приводящий автомобиль в движение.
  • Рассуждение и решение проблем: наличие ментальной модели увеличит количество подходов к решению проблем.

Приоритет действий, направленных на достижение целей в реальном времени

Теоретики воплощенного познания утверждают, что мысль вытекает из способности организма действовать в своей среде. Это означает, что, когда организм учится контролировать свои движения и выполнять определенные действия, он развивает понимание своих собственных основных перцептивных и моторных способностей, которые являются важным первым шагом к приобретению более сложных когнитивных навыков, таких как речь.

Вот почему мы часто говорим о важности развития моторных навыков, особенно у детей. Ученые Эштер Телен и Линда Смит, проведя серию исследований, выявили, что «мысль растет из действия, а деятельность является двигателем для изменений и формирования навыков». Чтобы понять, как учатся дети, Телен и Смит в 1994 году изучали четырех разных младенцев, когда им было по 3 недели. Эксперимент длился один год.

Они выяснили, что младенцы развиваются совершенно по-разному и причина в их телосложении, движении рук и опорно-двигательном аппарате. Применив к каждому из них индивидуальный подход, они достигли хороших результатов: все младенцы успешно выполняли задание, предварительно обучившись контролировать свои энергичные движения, чтобы энергия стала более сосредоточенной.

Более возбужденные младенцы вынуждены были действовать уравновешенно, а менее темпераментные подстраивались под условия задачи и становились подвижными.

Несмотря на то, что теория воплощенного познания критикуется некоторыми исследователями, даже они считают, что связь существует. Но изучить ее, применяя достоверные научные методы невероятно сложно, даже при современных технологиях. Существует слишком много факторов, которые стоит учитывать. Но разработки в данной области могут стать действительно революционными и показать, как человек может учиться в десятки раз быстрее.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: