Многие из наших читателей наверняка знакомы с разделом 4brain, который посвящен технике быстрого чтения. Мы предлагаем обучаться скорочтению путем разделения этого навыка на 5 составляющих: внимание (1), подавление артикуляции (2), расширение поля зрения (3), умение структурировать (4) и запоминать (5) информацию. В этой статье я хочу познакомить вас с другой популярной в последнее время методикой обучения быстрочтению «Путеводная звезда скорочтения» от известного тренера Павла Палагина.
Павел предлагает учиться читать быстро, ориентируясь на 5 ключевых направляющих, которые как раз очень легко запомнить как лучи пятиконечной звезды:
Просмотр
Чтобы сориентироваться перед любым действием, мы всегда интуитивно оцениваем (оглядываем) ситуацию, в которую попали. Аналогично и любой текст перед чтением важно уметь бегло просмотреть и понять основные мысли, заложенные в нем.
Цель
Сориентировавшись в ситуации, вы понимаете, чего хотите, и, сознательно или неосознанно, ставите перед собой цель. Это может быть цель найти аудиторию, взять билет или, прочитав текст договора, запомнить ключевые пункты соглашения с некоей компанией.
Внимание
Имея перед собой цель, мы стараемся сосредоточить на ней все свое внимание и не отвлекаться, поскольку, если мысли будут где-то блуждать, шансы выполнить задуманное резко снижаются. Так человек, направляясь на экзамен, может в итоге прийти в кино, начав писать диплом, за месяц завершить лишь одну страницу — а все из-за того, что мозг занят не тем. Когда вы собираетесь работать с текстом и знаете, что хотите извлечь из него, необходимо полностью сосредоточиться на процессах чтения и понимания. Тогда вы не будете отвлекаться на посторонние мысли и прочтете текст гораздо быстрее.
Чтение
В повседневной жизни этот этап называют «действие для достижения цели». Прежде чем дойти до аудитории, мы осознаем: данная процедура необходима, чтобы сдать экзамен. Чтобы взять выбранный билет, надо хотя бы протянуть к нему руку. Когда нам нужно ознакомиться с документом, действием для реализации данной цели будет чтение. Но добраться до аудитории можно разными путями, затратив и пять, и 50 минут, точно так же и читать тексты можно по-разному. Один и тот же текст кто-то сможет понять за минуту, а кто-то — только через десять минут после начала чтения. Поэтому, изучая приемы четвертого шага, вы узнаете, как читать в несколько раз быстрее с хорошим пониманием смысла написанного.
Запоминание
Часто этот шаг называют «результат». Совершая определенные действия, вы приходите к определенным результатам. Например, результатом взятия экзаменационного билета со стола является то, что вы узнаете его номер и задание. Первым результатом работы с текстом будет понимание прочитанного, а далее — долговременное запоминание. Вы узнаете о методах постоянного улучшения памяти и запоминания на пятом шаге нашей методики. Это одно из самых важных звеньев во всей цепочке шагов. Ведь если после прочтения книги, учебника или статьи вы ничего не помните, то все предыдущие шаги были напрасны.
Сложно говорить, какая методика обучения скорочтению лучше, так как к одной цели можно прийти различными путями. И когда мы пытаемся научиться чему-то новому, мы обычно знакомимся со всеми школами, преподавателями, возможностями. Если вам методика Павла Палагина показалась интересной, то подробнее вы сможете прочитать про нее в следующих источниках:
- В книге Скорочтение на практике (страница книги на Лабиринте)
- И на сайте Павла Палагина
Удачи в саморазвитии!