КурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Как погасить жаркий спор


Часто бывает так, что возникает спор, который через время становится неприятным для всех его участников. И не важно в какой компании он начинается – семьи, друзей, коллег или малознакомых людей. Казалось бы, что все стороны конфликта хотели бы его прекратить, но какая-то невидимая магия ведет лишь к его усугублению. Писатель Керри Паттерсон в книге «Crucial Conversations Tools for Talking When Stakes Are High» делится опытом и советами относительно того, как погасить спор, даже если ситуация вышла из-под контроля.

Паттерсон вводит понятие общего пула смысла. Чем больше смысла и конструктива, тем более люди склонны вести продуктивный диалог. Есть и две крайности, которых стоит избегать: агрессия и молчание. Да, можно подумать, что молчание лучше агрессии, однако если задуматься, то она имеет не менее разрушительные последствия.

Вот несколько советов от Керри Паттерсона о том, как погасить страсти во время спора.

1

Обратите внимание на признаки молчания

Молчание — это один из двух способов, при помощи которых мы отрезаем себя от содержательного диалога. Человек молчит, хотя по логике разговора должен участвовать? Значит что-то не так.

Молчание включает в себя:

  • Уход (неприятие того, что было сказано)
  • Избегание (не принимать участие и не выражать свою точку зрения)
  • Маскировка (сокрытие эмоций)
2

Обратите внимание на признаки агрессии

Это второй способ, при помощи которого можно понять, что спор вышел из-под контроля. Конструктивного диалога не получится.

Признаки агрессии:

  • Контроль (пресечение любых попыток собеседника возразить)
  • Навешивание ярлыков
  • Атака (оскорбление и личные выпады)
3

Верните разговор в безопасное русло

Даже агрессия проходит свою точку невозврата, после которой ничего исправить уже нельзя. Поэтому выявите признаки агрессии или молчания как можно раньше.

4

Вернитесь к моменту согласия

Погасить жаркий спор на самом деле достаточно просто: нужно лишь четко придерживаться линии поведения. Сложность в том, чтобы унять гордость и следовать этой линии.

Великие диалоги и переговоры наполнены фразами «Да» и «Да, я согласен». Не имеют значения масштабы и качество соглашений, сейчас главное — количество.

Ищите любые возможности обрести точки соприкосновения. Начинайте наполнять общий пул смысла. Собеседник просто прекратит спорить, если вы начнете с ним соглашаться. Однако не ведите себя слишком уступчиво, это может только увеличить амплитуду маятника.

5

Расскажите о фактах, лежащих в основе вашей версии

Когда страсти улеглись, почивать на лаврах еще рано. Для начала нужно поговорить на ту же тему, что вызвала спор, но иначе. Концентрируйтесь на фактах. Никаких обвинений и предположений.

Если вам что-то показалось, может и правда показалось. А даже если нет, это не имеет значения. Сейчас нужны только факты. Даже если собеседник посмотрел на вас злобно, это относится к категории «показалось».

А теперь выскажите свою точку зрения, расскажите почему так думаете, почему так себя чувствуете.

6

Выслушайте противоположную версию

Вы рассказали историю честно и откровенно, вели себя достойно и не делали предположений. Ваша очередь потребовать того же от собеседника.

Ни в коем случае не перебивайте, даже если считаете, что это пойдет на пользу диалогу. Собеседник должен чувствовать, что его выслушали от первого и до последнего слова. Просто попросите: «Расскажи мне все, что думаешь. Я не буду злиться».

7

Найдите обоюдную цель

В жарком споре цель теряется, размывается, а затем и вовсе подменяется чем-то совершенно другим. В любом случае забудьте, зачем ввязывались в спор. Ищите другую цель. Скорее всего, вы находитесь в компании и хотите приятно или конструктивно провести время. И точка. Все, что не способствует этой цели, должно быть отброшено.

Вряд ли на ваше предложение «Ты ведь хочешь провести отличный вечер?» собеседник ответит «Нет, я пришел сюда, чтобы всем испортить настроение». Общая цель объединяет и творит чудеса.

8

Будьте осторожны, играя в жертву или злодея

Часто мы приукрашаем свои истории, выставляя другую сторону в роли злодея. Или же наоборот, пафосно говорим о том, какие мы злодеи и как испортили всем присутствующим настроение. Избегайте черно-белого мышления, помните, что в возникновении спора всегда виноваты все стороны.

Дейл Карнеги сказал, что лучший спор победить в споре — не участвовать в нем. С ним согласен и Бенджамин Франклин, который, уничтожив в себе привычку критиковать других и вступать в споры, стал одним из самых великих людей в истории человечества.

Желаем вам удачи!