Время от времени любой компании требуется выяснять свою позицию на рынке. Что она делает лучше или хуже конкурентов? Достаточны ли навыки ее работников для достижения целей и успеха? Ставят ли ее патенты и авторские права компанию в выигрышную позицию? Существует множество факторов, которые определяют позицию на рынке. Любая компания имеет свои ресурсы — человеческие, финансовые, технологические. То, насколько эффективно она ими пользуется и определяет ее успех в бизнесе. Модель VRIO помогает проанализировать ресурсы и правильно их применять.
Параметры VRIO
VRIO является акронимом и означает:
- Ценность;
- Редкость;
- Неповторимость;
- Организованность.
Ресурсы, которые отвечают всем этим требованиям и используются эффективно, могут внести неоценимый вклад в достижении миссии компании. Вы должны убедиться, что ни один элемент не игнорируется вами.
Рассмотрим их отдельно.
Ценность
Ценные ресурсы позволяют вашей компании формировать прибыль. Они помогают уменьшить расходы, увеличить доходы, а в идеале — делать и то, и другое.
Ценность можно измерить несколькими способами. Высокая ценность позволяет получить массу преимуществ:
- Благодаря высокой ценности вы можете просить высокую цену за продукты;
- Эффективный процесс производства позволит повышать качество продуктов;
- Продуктивно использовать трудовые ресурсы;
- Создавать инновационные продукты;
- Популяризировать свой бренд.
Редкость
Ресурсы являются ценными в том случае, если никто (или лишь избранные) имеют к ним доступ.
- Гений, который работает на вас;
- Отличный поставщик, с которым вы заключили договор об эксклюзивных поставках;
- Продукт или бренд, которым ваши клиенты доверяют и остаются верными;
- Торговые точки в стратегических местах.
Неповторимость
Это значит, что ваши продукты и услуги являются уникальными и не могут быть подделаны. В мире или стране имеется всего лишь несколько компаний, которые делают похожие вещи.
Тяжело создавать неповторимые продукты, потому что через некоторое время конкурентам удается в конечном итоге скопировать их. Кто-то берет вашу идею, а затем развивает ее таким образом, чтобы создать более дешевый аналог, который будет стоить меньше. В книге «Стратегия голубого океана» описано, как компания может все время находиться вне конкуренции.
Вы не сможете долгое время оставаться уникальными, поэтому каждый день думайте о том, как можно улучшить свой продукт или услугу.
Организованность
Этот элемент определяет, насколько эффективно ваша компания использует специфические ресурсы, которые являются ценными, редкими и неповторимыми.
Ваш внутренний менеджмент, понимание бизнес-процессов, а также ваши сотрудники должны концентрироваться на том, чтобы при минимальных расходах ресурсов добиваться высокого качества и эффективности. Хорошая организация бизнеса позволяет компании двигаться дальше и формировать солидную прибыль.
Как использовать модель VRIO
Определите ресурсы, являющиеся ценными, редкими и неповторимыми, а затем подумайте над тем, как их правильно использовать.
Используйте чек-листы, представленные ниже:
Чек-лист ценности
Проведите мозговой штурм и определите, какие ресурсы сейчас или в будущем приносят наибольшие доходы. Вам могут помочь следующие вопросы:
- Есть ли у вас ресурсы, которые повышают эффективность бизнес-процессов?
- Есть ли у вас ресурсы, которые помогают создавать новые продукты и удовлетворять нужды клиентов?
- Есть ли у вас доступ к ценным материалам?
- Делали ли вы инвестиции в проекты или информационные технологии, которые в будущем могут вам существенно помочь?
- Есть ли у ваших клиентов возможность воспользоваться вашими товарами и услугами в любое время? Есть ли доставка и обслуживание после продажи?
- Насколько долго сохранится ценность вашего продукта или услуг? Помните, что вкусы и требования клиентов меняются со временем.
Если ваша компания новая, то вам нужно прежде всего подумать о прибыли. Однако если вы на рынке несколько лет, прибыль не должна являться высшим приоритетом. Вам нужна хорошая репутация для того, чтобы оставаться на плаву.
Чек-лист редкости
- Как долго ваш ресурс будет оставаться редким или уникальным?
- Ваш ресурс доступен только вам или еще и конкурентам?
- Будут ли ваши конкуренты обладать этим ресурсом в будущем?
Чек-лист неповторимости
- Насколько сложно подделать или сымитировать ваш ресурс или продукт?
- Существуют ли аналоги вашего ресурса?
- Если аналоги существуют, могут ли они удовлетворить потребности клиентов так же, как и ваш ресурс?
- Как скоро на рынке появится новый конкурент, у которого будет доступ к уникальным ресурсам?
Чек-лист организованности
- Организованы ли ваши трудовые ресурсы так, чтобы эффективно управлять ресурсами?
- Насколько привлекательны условия вашей компании для работников?
- Насколько эффективен менеджмент вашей компании?
- Может ли ваша организация производить инновации? Заточена ли она на это?
- Как быстро ваша компания может реагировать на меняющиеся обстоятельства?
Модель VRIO поможет вам оценить, насколько эффективно вы используете свои ресурсы для того, чтобы определить свою позицию на рынке. Если вы умеете правильно балансировать и управлять ими, то сумеете выделиться среди конкурентов и преуспеть в бизнесе.
Желаем вам удачи!