Этот вопрос я слышу на каждом своем тренинге. Все знают, что при разговоре важен зрительный контакт. Но когда спрашиваю сам, а куда же нужно смотреть, повисает тишина.
Давайте разбираться.
В большинстве культур при разговоре глаза не должны быть спрятаны. Если человек не снимает темные очки или прячет лицо — он явно что-то скрывает. Но главное — зрительный контакт важен для лучшего взаимопонимания с аудиторией. Люди, на которых вы смотрите, сразу чувствуют ваше личное отношение. Вы говорите именно с ними. Значит, выступая перед малой или средней аудиторией, смотрите на каждого своего собеседника. Вы с каждым разговариваете. И мысль свою донести должны до каждого.
Поэтому никаких «театральных советов» вроде «взгляда поверх голов». Тем более отбросьте глупые советы вида «надо выбрать одного человека в зале и ему все рассказывать». Не надо одного, рассказывайте всем. А то они почувствуют себя покинутыми и быстро найдут, чем заняться, пока вы говорите.
Техника:
Ваша речь состоит из своего рода «модулей» — смысловых единиц: слов, словосочетаний, предложений. Произносите один модуль — смотрите на кого-то из присутствующих. Перешли к следующему модулю — перевели взгляд на другого человека. Так, за одно предложение можно охватить взглядом достаточное количество людей. И люди эти будут прочно включены в ваш диалог.
Вопрос из зала: «А если пришлось выступать перед большой аудиторией, как смотреть?»
Ответ: Точно так же. Более того, большая аудитория охватывается взглядом проще из-за расстояния между оратором и зрителем. Вы смотрите на нескольких людей сразу, вот и всё. Конечно, интеллектуальная восприимчивость у большой аудитории слабая, но это уже другая история.
Вопрос из зала: «А если у нас диалог тет-а-тет, куда смотреть? Говорят, есть какой-то «третий глаз», так?»
Ответ: Тут есть нюанс. Взгляд ниже уровня глаз (например, на губы) воспринимается человеком как интимный, если собеседник противоположного пола. Если одного — как попытка «спрятать взгляд» (см.выше). Поэтому нужно смотреть в глаза. Но бывает так, что у вас или у того, с кем вы общаетесь, взгляд тяжелый. Тогда смотрим на картинку к посту и мысленно рисуем равносторонний треугольник. Две точки на уровне бровей, одна — да, назовем это «третьим глазом», если уж так хотите. Скользя по сторонам этого треугольника, вы одновременно смотрите и в глаза собеседнику (так он чувствует), и не напрягаете его своим пронзительным взглядом.
Этот фокус активно используют фотографы. Помните, вам говорили: «Смотрите не в объектив, а на шильдик камеры»? Или в фотоателье вас просили смотреть куда-то на ухо фотографу, стоящему за ящикообразным аппаратом? А смысл именно в том, что на выходе получается взгляд как бы в камеру, но чуть яснее и чище, потому что глаза больше открыты. Так же и при диалоге. Пользуйтесь треугольником и оставайтесь приятным собеседником.
Темная сторона силы:
Говорят, был один легендарный милиционер, умевший виртуозно «колоть» подозреваемых. Стоя и допрашивая, он смотрел им на область темени. Взгляд получался как будто пронизывающий насквозь. Так что будьте внимательны к своему взгляду: это сильный инструмент воздействия.
Автор: Леонид Смехов. Бизнес-тренер, автор книги «Популярная риторика».