Многим из нас Марк Твен известен как выдающийся писатель. Но у этого человека был и еще один яркий талант – красноречие.
Предыстория. Все началось с поездки Твена на Гавайи, куда его отправила в командировку редакция газеты, в которой он тогда работал. Во время своего путешествия Марк Твен должен был писать письма, в которых бы рассказывал о своих приключениях. Он даже не подозревал, насколько его послания стали популярны в Америке, и, вернувшись на Родину, был очень удивлен, что оказался одним из самых известных людей на тихоокеанском побережье.
Его письма были написаны простым, без литературной приглаженности языком, который сохранял тональность устной речи. Но самое главное то, что писал Марк Твен, было смешным и интересным читателю. Это и заметил издатель газеты «Alta California» полковник Джон Мак Комб. Он предложил Твену отправиться в турне по Калифорнии для чтения лекций. И не прогадал: выступая на публике, Марк Твен изъездил весь штат, и каждый раз на его выступлениях было не протолкнуться.
Что же сделало лекции Марка Твена такими популярными? Почему интерес к писателю не только не ослабевал, но и усиливался. В чем был его секрет? Оказывается, в постоянной работе над собой.
Работа над красноречием
Каждая лекция была своеобразным экспериментом для Марка Твена. Он хотел, чтобы замысел выступления соответствовал полученному результату. Поэтому он всегда искал более яркие средства выражения, рассчитывал, где необходимо делать паузы, анализировал сделанные ошибки.
Работа над памятью. Метод Марка Твена
Марк Твен считал, что самым большим минусом во время его лекций было то, что он вынужден всегда брать с собой листок с текстом. Он делал это, потому что не мог рассчитывать на свою память. Известный биограф Марка Твена Альберт Пейн, утверждал, что «в молодости Твен мог потерять дорогу в знакомом районе или не узнать фотографию, которая провисела в его доме несколько лет». Однако все это не поколебало решимости писателя в борьбе с чтением с листа.
Первый, приходящий в голову способ избавиться от необходимости брать с собой лист во время выступлений — это просто заучить текст, что и делал Марк Твен. Но без листа перед аудиторией он все же не появлялся, хотя на нем была написана уже не вся лекция, а только начало каждого из абзацев. Это было что-то вроде плана лекции, по нему же Марк Твен заучивал текст до выступления.
Но такой листок можно было забыть или потерять до начала выступления, что и произошло с писателем во время одной из лекций. Возможный провал очень сильно напугал Твена, и чтобы не допустить такого в следующий раз, он стал записывать первые буквы абзацев на ногтях. Однако этот способ оказался не совершенен: для того чтобы не сбиваться, он должен был слизывать букву, закрепленную за уже сказанный абзац. Но делать так во время выступлений он, конечно, не мог.
В конце концов, к писателю пришла новая идея: делать зарисовки лекций. Сделав пару таких рисунков, он понял, что можно не рисовать, а просто представлять у себя в голове эти картинки: они все равно останутся в его воображении. Позже Марк Твен утверждал, что может восстановить свои лекции по картинкам, которые придумывал 20 лет тому назад.
Благодаря воспоминаниям друга писателя Дина Хоуэллса, о методе Марка Твена стало известно немного больше. Оказалось, что для каждой лекции писатель придумывал не одну, а несколько картинок. И каждую из них прикреплял к предметам, которые видел ежедневно. Это могли быть солонка, вилка, нож на обеденном столе, шары и кий на бильярдном столе.
Однако Марк Твен не был первооткрывателем такого способа запоминания, как это думал Дин Хоуэллс. Такой способ запоминания придумали ораторы еще в Древнем Мире, и теперь он называется «Римская комната». Скорее всего, Марк Твен тоже об этом и не знал.
Итак, хорошего оратора с плохой памятью попросту не бывает. Но плохая память вовсе не преграда, как мы видим это из примера Марка Твена. А какие примеры можете привести вы?
Автор: Дарья Русова