Блог о саморазвитии

Задачи школы Рачинского

Задачи школы Рачинского
Сергей Александрович Рачинский, российский ученый, математик и педагог, живший в конце XIX века, известен тем, что он создал серию задач, направленных на развитие умения считать в уме. В данном разделе, посвященном устному счету, задачи Рачинского можно применять для того, чтобы отшлифовать свой навык на практике.
Чтобы вы лучше поняли, что такое задачи Рачинского, приведу несколько примеров (немного адаптированных к современному русскому языку):

Задача 1

Станок на фабрике делает 50 стальных перьев в одну минуту. Сколько гроссов делает станок в сутки?
(Примечание: 1 гросс = 144 штук)

Ответ

Решение: 3000 в час и 72 000 в сутки. Разделить 72 000 на 144, это то же самое, что 72 000 разделить на 72, и еще раз разделить на 2, что равняется 500.

Ответ: 500 гроссов.

Задача 2

Два писца берутся переписать 180 листов. Первый может переписать это количество за 36 дней, а второй — за 45 дней. За сколько дней они смогу переписать это количество листов вместе?

Ответ

Решение: разделив 180 страниц на количество дней для их распечатки, получим скорость каждого писца. Скорость первого писца 5 страниц в день, а второго 4 страницы в день. Общая скорость 9 страниц в день. 180 разделим на 9, получим 20 дней.

Ответ: 20 дней.

Как вы видите, задачи Рачинского представляют собой небольшие математические вопросы с использованием старорусских мер. Часто для решения заданий требуется знать совсем немного. Некоторые задачки решаются в одно действие.

Самое важное в решении Задач Рачинского – это:

  1. Найти необходимый алгоритм решения задачи.
  2. Не запутаться с переводом одних единиц измерения в другие.
  3. Правильно совершить в уме арифметические действия и найти верный ответ.

Попробовать решить другие задачи Рачинского вы можете на специальном сайте, где размещена 1001 задача Рачинского.

Также можете попробовать решить знаменитый пример задачи Рачинского и узнать, что такое последовательность Рачинского.

Ключевые слова: