Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.
А чтобы не ограничиваться только проверкой, но и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».
Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей
Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них. Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов. Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.
Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:
- Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
- Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).
Критерии оценки творческих способностей
Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:
- как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
- насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
- насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).
Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:
- Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
- Гибкость (разнообразие ответов).
- Оригинальность (редкость идей).
- Разработанность идей (детализация).
Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:
- внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
- разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
- гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
- оригинальность (отказ от шаблона)
- вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
- конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
- абстрактность (умение синтезировать)
- гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
- независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
- открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).
Принципы методики диагностики творческих способностей
При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).
«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».
Основные принципы диагностики творческих способностей:
- Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
- Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
- Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
- При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
- Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
- Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.
«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».
Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации. Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации. Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики. Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.
Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.
Опросник определения уровня креативности
Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений. Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».
- Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
- Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
- Я не любою выполнять регламентированную работу.
- Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
- Я люблю предаваться фантазиям.
- Увлечения обогащают жизнь человека.
- Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
- Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
- Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
- Даже к обычному делу я отношусь творчески.
- Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
- Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
- Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
- Мне нравится работа дизайнеров.
- Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.
Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности, 6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому
Какой результат у вас?
Автор: Оксана Седашова