Смотрите вы себе кино, наблюдаете плавно меняющиеся картины видеоряда, как вдруг БАЦ! – ни с того, ни с сего в кадре появляется какая-то непонятная картинка с изображением непонятно чего, которую вы и рассмотреть толком не успеваете. Что это – испорченный видеофайл, игры вашего сознания или чья-то дурная шутка? На самом деле, это ни первое, ни второе и ни третье (хотя чем-то напоминает именно шутку). Явление сие называется 25-м кадром, и сегодня практически любой человек, конечно же, о нём слышал, пусть и не вникал в подробности. Мы же, являясь исключительно пытливыми умами, решили докопаться до истины, и разобраться в том, что же кроется под этим несколько таинственным названием — «25-й кадр».
Что такое 25-й кадр?
25-й кадр является сублиминальным, т.е. находящимся ниже порога осознанного восприятия, посланием. Как правило, под 25-м кадром понимается несуществующая в действительности методика воздействия на человеческое подсознание при помощи специальной вставки в какой-либо видеоряд скрытого послания в форме дополнительных кадров.
Автором представленной методики считается человек по имени Джеймс Вайкери (мы ещё о нём поговорим), впоследствии признавший, что его эксперименты, результаты которых говорили о том, что 25-й кадр воздействует на сознание человека, были сфабрикованы. Но даже в наше время использование 25-го кадра запрещается законом во множестве стран мира.
Как работает 25-й кадр?
Суть эффекта 25-го кадра заключается в том, что человеческое зрение различает лишь 24 кадра в секунду. Исходя из этого, любой дополнительный кадр, который показывается меньше чем за 1/24 секунды, не фиксируясь сознанием, попадает сразу же в подсознание.
Но в действительности, любая информация, что поступает в мозг, всегда обрабатывается подсознанием, и уже после этого попадает в сознание, которое её обработает и выделит из неё самое важное. Благодаря этому процессу, огромные объёмы данных просто отсеиваются, причём, они могут существенно превышать 1/25 секунды, как, к примеру, телевизионная реклама, к которой все мы привыкли. И это говорит о том, что 25-й кадр не является таким эффективным, как о нём принято думать.
К тому же, сам 25-й кадр нельзя назвать скрытым, ведь глаз зрителя фиксирует все кадры, однако по причине того, что зрение инертно, 25-й кадр сливается со всеми остальными и человек его как бы не видит.
Если же говорить о психологическом эффекте, которым якобы обладает 25-й кадр, то Американская психологическая ассоциация опровергла его ещё 1958 году.
Как появился 25 кадр?
В 1957 году упомянутый нами выше бизнесмен Джеймс Вайкери сделал заявление, согласно которому, он провёл эксперимент в одном из кинотеатров Нью-Джерси (США). В процессе показа киноленты «Пикник», в моменты смены кадров, при помощи специального оборудования производилась демонстрация кадров скрытой рекламы («Ешьте попкорн», «Кока-Кола»). Показ фильма продолжался всё лето того года. И по заявлению Вайкери, продажа «Кока-Колы» в кинотеатре возросла на 17%, а продажа попкорна – на 50%. После этого господин Вайкери запатентовал новую методику, а ещё позже основал свою компанию, специализирующуюся на сублиминальной рекламе в кинофильмах.
Идея о создании этой технологии появилась у бизнесмена после его знакомства с новым на то время изобретением под названием «тахитоскоп» — прибором, который давал короткие световые вспышки до 1/60000 секунды, не фиксируемые человеческим зрением. Кстати говоря, при помощи именно этих вспышек компания «Кодак» смогла сфотографировать летящую пулю. В итоге, наш «изобретатель» решил применить эти вспышки по-новому.
Поступившие вскоре в СМИ сообщения вызвали интерес учёных, правительственных чиновников и рекламных агентов, которые сделали запрос на проведение ещё одного эксперимента. Джеймс Вайкери устроил ряд «показов», но ни один из них не воздействовал на испытуемых должным образом – никто из людей не изъявлял желания выполнять то, что им внушалось. В 1958 году Фонд Рекламных Исследований потребовал от бизнесмена представить все данные о проведённом им в 1957 году эксперименте, но Вайкери отказал.
Ещё немного времени спустя, нью-йоркский студент Стюарт Роджерс посетил Форт Ли в Нью-Джерси с целью написания реферата по эксперименту Вайкери. Там он увидел, что тот кинотеатр, где Вайкери проводил своё исследование, не мог бы принять за 1,5 месяца 50 тысяч человек, как говорилось. Помимо этого, директор заведения уверил студента в том, что он вообще до этого не слышал ни о каких экспериментах в его кинотеатре. Повторить эксперимент с 25-м кадром также желали многие учёные, но существенных результатов это не принесло.
В конце концов, в 1962 году Джеймс Вайкери сделал официальное заявление, что проведённый пять лет назад эксперимент, как и вся статистка продаж, был сфабрикован.
Дальнейшие изучения
Несмотря на события, описанные выше, в одном из выпусков журнала «New Scientist» сообщалось, что есть случаи, когда скрытая реклама работает. Но доля этого скрытое сообщение должно представлять собой поток скачущих буквенных и цифровых данных, и появляться на время, которое должно превышать 1/25 секунды. К подобным заключениям пришли и учёные из университета Неймегена (Нидерланды), проведшие под руководством Йохана Карреманса эксперимент на эффективность скрытого воздействия 25-го кадра.
Последствия
Эксперимент, проведённый Джеймсом Вайкери, стал причиной большого числа мифоф в СМИ и возмущений в обществе. В том же 1957 году журналист Норман Казинис опубликовал в газете «Saturday Review» статью под названием «Запятнанное подсознание», в которой указывал на то, что 25-й кадр может применяться не только с целью рекламы, но и пропаганды.
В России информация о 25-м кадре тоже дала о себе знать. Так, в 1990 году в «жёлтой прессе» начали появляться статьи о том, что посредством 25-го кадра зомбируется население, а также рекламируются видеокассеты по изучению иностранного языка, лечению заболеваний, алкоголизма и т.п. Интересно то, что подобные статьи печатались в таком количестве, что у людей даже не возникало сомнений в том, что эта информация – правда. А в 2006 году в России был принят закон о запрете использования 25-го кадра и других способов сублиминальной рекламы в любой аудио-, видео-, теле-, радио- и кинопродукции.
Немалый интерес вызывают и обвинения в применении 25-го кадра, о некоторых из которых мы расскажем далее.
Обвинения в применении 25 кадра
Первое интересное обвинение касается Японии: после того как произошёл инцидент с эпилептическими припадками у детей из японских семей, в применении 25-го кадра обвинили известный анимационный сериал «Покемон».
Второе обвинение связано с парламентскими выборами 2006 года в Украине. Тогда Евгений Кушнарёв – глава избирательной компании «Партии регионов» сделал заявление о том, что 25-й кадр использовался в агитационной ленте «Загроза. Страшна правда», которая была показана на одном из телеканалов Украины.
И третье обвинение касается политического кризиса 2014 года на Украине. В этот раз служба безопасности Украины обвинила в использовании 25-го кадра российские телеканалы. Пресс-секретарь СБУ Марина Остапенко указывала на то, что в программах российских телеканалов были выявлены запрещённые методики информационного и психологического воздействия, а именно: 25-й кадр. В качестве примера назывались 25-е кадры такого содержания: «Нацгвардия убийцы», «Бандеровцы убивают людей» и «Поджёг правый сектор». Если говорить более конкретно, то 25-й кадр использовался телеканалом «Россия-24».
Так это или нет – судить отнюдь не нам. Но одно мы знаем точно – 25-й кадр – это не только тема для длительных бесед и увлекательных дискуссий, но и прекрасный элемент сюжета различных кинофильмов. Если у вас есть желание, вы можете увидеть 25-й кадр воочию или же познакомиться с одной из идей его использования.
В первом случае мы предлагаем вам посмотреть фильм «Бойцовский клуб» с Эдвардом Нортоном и Бредом Питтом в главных ролях – здесь 25-й кадр используется несколько раз: когда один из главных героев вставляет его в кинофильм, работая в кинотеатре, а также в начале и в конце картины «Бойцовский клуб».
Во втором случае мы рекомендуем посмотреть 21-ю серию телесериала «Коломбо» — в этом фильме 25-й кадр используется сначала убийцей для воздействия на жертву, а затем лейтенантом Коломбо для воздействия на убийцу.
Если есть желание, вы можете найти и другие фильмы с 25-м кадром. Но если вы хотите научиться воздействовать на подсознание человека сами, то мы рекомендуем вам овладеть более эффективными методиками, например, техниками и приёмами НЛП.
Удачи!