Меню курса

Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счету

Урок 1. Самые распространенные методики обучения детей счетуУмение считать делает жизнь даже взрослого человека намного легче, ведь оно позволяет быть более эффективным в работе, экономить время, достигать более высоких результатов. Что же касается детей, то навыки устного счета нужны, чтобы они могли более успешно овладевать точными науками, когда будут учиться в школе, а также грамотно оперировали объектами окружающего мира.

Как уже стало ясно, думать о том, как же научить свое драгоценное чадо считать, нужно еще задолго до того момента, когда придет пора идти в первый класс. Именно из-за потребности в соответствующих обучающих методиках и актуальности этого вопроса вообще не только специалисты по дошкольному образованию, но и сами родители на протяжении многих лет, учась на своих ошибках, придумывали различные способы научить детей считать.

Какие-то способы со временем канули в Лету, а какими-то люди продолжают пользоваться и сегодня. Давайте поговорим о тех, которые применяются современным родителями и педагогами.

Содержание:

Самые распространенные методики обучения детей счету

Для начала заметим, что одной из самых распространенных методик во все времена считался и продолжает считаться счет на пальцах. Он считается классическим, но, конечно же, уже устаревает.

К этому же разряду относятся и счетные палочки. Используя специальные наборы с такими палочками, мамы и папы начинают давать своим детям простейшие задания, такие как, например, положить перед собой одну, две или три палочки, убрать четыре палочки и т.п.

Особого внимания (по причине своего широкого распространения и популярности) достойны следующие:

  • Метод Николая Зайцева, где используются кубики всевозможных цветов, весов и размеров, а также таблицы и клетки, соответствующие этим кубикам
  • Метод Глена Домана с применением карточек с точками
  • Метод Сергея Полякова, в котором используют разноцветные кубики (интересно, что эти кубики можно самостоятельно склеить из цветной бумаги, а затем наполнить крупой)

О методах Зайцева и Домана (а также о некоторых других) и их преимуществах и недостатках мы подробно поговорим в третьем уроке, а сейчас, беря во внимание простоту и возможность самостоятельной подготовки дидактического материала, детальнее разберем метод Полякова.

Методика Сергея Полякова для обучения детей счету

Начинать занятия педагог советует в тот момент, когда ребенок впервые увидел и проявил интерес к цифрам, кубикам и книгам, т.к. в этот период познавательные способности находятся на своем пике.

Для начала вам понадобятся всего пять одинаковых кубиков и небольшая коробка, разделенная на пять отсеков. Также нужно написать на альбомных листах цифры от 1 до 5. По мере освоения игры количество кубиков будет увеличиваться (до 100), вследствие чего и коробку нужно будет смастерить большую.

Итак, все занятия носят форму игры. Первое занятие проходит с двумя кубиками. Один вы кладете в коробку и говорите малышу, что это один кубик. В это же время кладете перед ребенком лист с цифрой «1». Теперь прибавляете к первому кубику еще один, а лист с цифрой «1» заменяете на лист с цифрой «2». После этого просите свое чадо повторить эту же последовательность действий, но будьте готовы, что повторений будет немало.

На следующем этапе игру нужно усложнить. Скажете малышу, чтобы он представил, что коробка – это маленький домик, а кубики – это его жильцы – гномики. Покажите, что дома один гномик, но к нему в гости пришел второй. Попросите ребенка сказать, сколько теперь в домике гномиков.

Как только второй гномик несколько раз придет и уйдет, сделайте для домика крышу, накрыв коробку картоном или тканью. Проделайте те же самые манипуляции с кубиками, а ребенок пусть считает, сколько в домике гномиков, не смотря на них. В процессе кроху нужно всячески подбадривать, хвалить и говорить ему, что он все делает правильно. Это позволит подогреть интерес к игре.

Следующие занятия проводятся по такому же принципу с той лишь разницей, что увеличивается количество кубиков – сначала до трех, потом – до четырех, и так до десяти. После этого допускается начинать складывать и вычитать двухразрядные числа.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Сделайте несколько коробок для десяти кубиков, чтобы ваш ребетенок познакомился с понятием разряда числа. А наглядность выполняемых действий будет способствовать тому, что он научится считать даже достаточно большие по его меркам числа. Но имейте в виду, что сразу же сложные примеры давать не стоит – начните со сложения трех и восьми, двух и девяти, семи и пяти и т.д.

Помимо описанного выше метода Полякова есть и несколько других методик раннего развития, которые настолько же эффективны, просты и популярны.

Другие методики обучения детей счету

Методики, с которыми вы сейчас познакомитесь, не имеют авторских названий, но это нисколько не умаляет их достоинств. Напротив, все они по-своему интересны и оригинальны. Применять же им можно к детям от 1,5 до 3-4 лет.

1

Считать все подряд

Включите воображение и начинайте считать со своим ребеночком все подряд. За чаем посчитайте печеньки, у окна посчитайте цветы в вазе, во дворе – машины и подъезды, в маршрутке – людей и т.д. А для более лучшего запоминания чисел просто записывайте получившийся результат на отдельный листочек.

2

Пальчики

К категории игр с пальчиками относятся всевозможные фокусы. Например, один пальчик появляется, а другой исчезает; несколько пальчиков танцуют; два пальчика встречаются и т.п. В большинстве случаев детишки с большим энтузиазмом и радостью реагируют на такие пальчиковые манипуляции.

3

Игры с картинками, книгами, карточками

Яркие красивые картинки – страсть маленьких детей, а потому из этого нужно извлекать пользу. Если заметили, что ребенок увлеченно рассматривает какие-то картинки, посчитайте количество изображенных на них предметов и нарисуйте рядом соответствующую цифру. Начать можно с цифр «1», «2» и «3», а продолжить цифрами от «4» до «10» и даже больше.

4

Просмотр мультфильмов

Естественно, здесь годятся не все мультфильмы, которые сегодня выходят на экран, а только развивающие. В таких мультиках главный герой обычно учит маленьких телезрителей основам счета. Не стоит включать видео на 1,5 часа – вполне хватит 15-20 минут ежедневного просмотра. К тому же, испытывая интерес к мультикам, ребенок будет заниматься с еще большим энтузиазмом.

5

«Магазин»

Игра «Магазин» очень нравится малышам после двух лет. Для игры понадобится лишь договориться с ребенком, кто продавец, а кто покупатель, и придумать символическую валюту (подойдут бумажные деньги из игры «Монополия» или «Миллионер»). Продавая и покупая какие-то игровые товары (игрушки, сладости, карандаши и т.п.) малыш будет быстро осваивать счет до 10, а если числа даются легко, то и до 20 и больше.

6

Мамин помощник

Играть в эту игру можно на кухне, в комнате или на улице. Например, вы собираетесь накрыть на стол к обеду. Спросите ребенка, кто будет кушать, и попросите подсчитать количество человек, а затем подготовить соответствующее количество предметов. Аналогичные просьбы о «помощи» можно давать во время просмотра кино всей семьей, домашней уборки, игры в песочнице, похода по магазину и т.д.

7

Игра на счет

Вот один из вариантов такой игры: положите в коробку 15-20 (можно больше) конфет, шариков, карточек, кубиков или каких-то иных одинаковых предметов. Возьмите игральный кубик и начните по очереди бросать его с малышом. В зависимости от количества выпавших точек на кубике, нужно вытянуть соответствующее количество предметов. Побеждает в игре тот, кто соберет наибольшее количество объектов. Для усиления мотивации можно подобрать символический приз.

8

Знакомство с нулем

Очень часто родители допускают одно упущение – знакомя малыша с многообразием чисел, они совершенно забывают о нуле. А ведь это тоже цифра и ребенок должен знать ее. Исходя из этого, можно поиграть в такую игру: положите перед крохой два кубика и попросите его сосчитать их. Затем один кубик уберите и попросите сосчитать снова. Теперь уберите последний и посмотрите, что будет. Наверняка ребенок растеряется и не найдет, что ответить. Здесь-то вы и говорите ему, что когда кубиков нет, получается ноль.

И в заключение еще несколько интересных хитростей, которые помогут вам сделать обучение своего дитятки более эффективным.

Несколько вспомогательных хитростей

Вы, наверное, и сами прекрасно понимаете, что наилучшим образом информация усваивается, когда задействуется максимальное количество органов чувств. Вот и обучение счету будет намного проще и результативнее, если ваше чадо будет учиться считать не только одними глазами.

Чтобы активизировать незадействованные органы чувств, можно прибегнуть к следующим уловкам:

  • Пусть малыш сам перекладывает предметы счета
  • Пусть малыш всегда произносит числа на каждом этапе счета вслух
  • Сделайте карточки, таблички и кубики для обучения счету в разных цветах, формах, размерах и весах (можно увеличивать пропорции объектов вместе с возрастанием чисел)
  • Подключайте ассоциативное мышление: просите ребенка сравнивать предметы счета со сказочными персонажами, героями мультфильмов, любимыми киногероями и т.д.
  • Подключайте к процессу вкус и обоняние ребенка: выкладывайте цифры овощами и фруктами, считайте цветы и наслаждайтесь их ароматом, считайте печенье и конфеты и съедайте их и т.д.

Знайте, что научить ребенка считать не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Основное здесь – это не торопиться, сохранять спокойствие и терпение, учитывать индивидуальные особенности малыша, не бояться неудач и верить в спех.

В третьем уроке мы расскажем о методиках обучения Домана и Зайцева, поговорим об устном счете, счете на пальцах и работе со счетным материалом, а также укажем на основные преимущества и недостатки этих методов.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее рассмотрим преимущества и недостатки основных методик.

1Дети