Блог о саморазвитии

Формирование мотивации учения

мотивация в учении

Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.

— Сухомлинский В.А.

Мотивация учения – одна из ключевых проблем школьного обучения. В случаях, если ребенок не желает посещать школу, испытывает тревогу и страх, испытывает сложности в усвоении нового материала и закреплении навыков и умений, полученных в школе, перед родителями появляется сразу несколько важных задач:

  • узнать, почему не хочет учиться;
  • определить, какие стороны мотивации сформированы, а какие нет;
  • в каких ситуациях ребенок не желает учиться.

Но самая главная задача: подумать, в какой момент мы – взрослые (учителя, родители) не научили ребенка самоорганизации и организации собственного поведения таким образом, чтобы такая мотивация появилась.

Мотивация учения – уникальный процесс, направленный на побуждение, направление и организацию поведения учащегося, который придает значимость и личностный смысл учебной деятельности. Многочисленные исследования ведущих ученых, например, таких как Л.И. Божович, Е.П.Ильин, А.К. Маркова всесторонне рассматривают проблему мотивации учения. Существуют различные подходы к классификации мотивов учения. Особое место отводится изучению мотивации достижения успеха (Э.Скиннер, Н.В. Афанасьева и другие), как основного фактора, который влияет на успехи школьника, а так же связи его с вербальной памятью (Тихомирова Г.И.).

Экспресс-тест

Предложите ребенку представить на несколько минут, что он стал директором школы, в которой он учится или на один день стал министром образования. Перед ним стоит непростая задача: составить расписание на неделю для класса, в котором он учится. Количество уроков может быть любое, как и выбираемые им предметы. Это могут быть предметы, предусмотренные и не предусмотренные школьной программой. У ребенка есть право удалить из расписания уроки, которые на его взгляд неинтересны или совсем не нужны.

Понаблюдайте, как ребенок будет работать над составлением расписания. Обратите внимание на последовательность предметов в течение дня, частоту повторения одного предмета в течение недели. Определите соотношение предметов, которые предусмотрены школьной программой, а какие не предусмотрены. Так вы сможете увидеть сферы интересов ребенка и «проблемные зоны».

Рекомендации по формированию мотивации учения

Понятие мотивации учения не является однозначным. Связано это с тем, что побуждением к учебной деятельности является не один мотив, а целая система мотивов. Мотивы, входящие в эту систему могут быть как внутренними, так и внешними.  Они находятся в специфическом взаимодействии и соотношении в каждом индивидуальном случае. Одни мотивы являются ведущими и оказывают большее влияние на учебную деятельность, другие – второстепенные и оказывают меньшее влияние, в то же время, дополняя друг друга.

Изучив и обобщив исследования отечественных и зарубежных психологов по проблеме мотивации учения, мы подготовили для вас 15 рекомендаций:

  1. Относитесь с пониманием к своему ребенку, к особенностям его возрастного развития
  2. Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за ними. Постарайтесь понять, как они думают, размышляют, как они чувствуют
  3. Создайте вокруг ребенка среду, которая будет помогать ему развиваться, вызывать интерес и положительные эмоции (книги, фильмы, развивающие игры, семейные традиции)
  4. Уделяйте время детям. В течение этого времени живите интересами ребенка. Занимайтесь совместной деятельностью.
  5. Оказывайте поддержку только тогда, когда ребенок сам просит об этом
  6. Избегайте оценочных суждений. Лучше скажите: «Ты сегодня хорошо справился с домашними задачами по математике».
  7. Задавайте детям вопросы. Интересуйтесь, спрашивайте, довольны ли они результатом своей учебной деятельности.
  8. Заведите тетрадь/ блокнот, в котором ребенок сможет ставить перед собой цель на день, неделю, месяц, четверть, год.
  9. Предложите ребенку поставить цель, выбрать способы, которыми он будет ее достигать, какие шаги он предпримет.
  10. Проговорите поставленную цель, обсудите шаги, поинтересуйтесь, что для этого ему будет необходимо.
  11. Поощряйте, когда ребенок ставит перед собой достижимую цель. Если цель легкодостижима, предлагайте усложнить ее.
  12. Пусть ребенок сам выберет, каким будет поощрение или предложите сделать выбор из предложенных вами вариантов
  13. Помогите детям увидеть связь между усилиями, которые они прилагают и результатами их труда. Поинтересуйтесь, что было трудно при выполнении и что помогло справиться.
  14. Обсуждайте причины успехов и неудач.
  15. Покажите ребенку связи между школьными предметами и реальной повседневной жизнью.

Важное правило: чем чаще успех, тем реже похвала.

Учебная мотивация помогает не только усваивать полученные знания, применять полученные навыки и умения, но и является важным условием формирования личности ребенка. Принимайте ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными и возрастными особенностями. Поддерживайте его, верьте в него, слушайте и старайтесь услышать ребенка. Разговаривайте, задавайте вопросы, обсуждайте.

Вспомните себя в школьном возрасте, были ли у вас проблемы с мотивацией и как вы с ней справились, кто вам помог? Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, они не останутся без ответа.

Успехов в учении и гармоничного развития!

Ключевые слова: