Блог о саморазвитии

Макгаффин: Святой Грааль любого сюжета

Макгаффин: Святой Грааль любого сюжета

С чем у вас ассоциируется слово «макгаффин»? Неосведомленный терминологией человек, опираясь на ассоциацию, скажет, что это название десерта, т.к. слово созвучно с «маффин». Кому-то покажется, что так называется приправа, что-то из серии: «Добавьте немного макгаффина, и ваше блюдо приобретет особый вкус».

Да, это приправа, но только для сюжетов фильмов или рассказов. Так называется прием, который способен приковать зрителя к экрану, а читателя – к страницам книги. Сегодня мы поговорим на языке искусства и расскажем вам, что же такое макгаффин, зачем его применяют и где его можно использовать. Добро пожаловать за кулисы писателей и сценаристов!

История термина

Макгаффин (от английского MacGuffin) – это термин нарратологии; он обозначает некий объект, на котором основывается вся история. Проще говоря, это нечто, чем хотят обладать герои фильма и литературного произведения и даже компьютерной игры. Макгаффином может выступать не только материальный предмет, но и идея, люди или что-то абстрактное, как говорится, на что хватит фантазии создателю.

Считается, что первый макгаффин появился еще до того, как было придумано само слово. Речь идет о Святом Граале из артурианской легенды. Этот объект использовался для развития сюжета, причем местоположение Грааля так и не было раскрыто, т.к. он сам по себе не имеет значения. Сейчас термин «Святой Грааль» используется для обозначения чего-то неуловимого.

Такой сценарный прием встречается не только в кино разного жанра (чаще всего в триллерах, детективах, приключениях), но и в литературных произведениях. Хотя, «встречается» – это спорное утверждение, потому что этот ключевой предмет может постоянно находиться за кадром, не участвовать в действии и даже ни разу не попасться на глаза своему зрителю, если говорить о фильме.

Есть несколько версий, откуда взялся этот термин. Согласно одной из них, его придумал режиссер Альфред Хичкок, а согласно другой – британский сценарист Ангус Макфейл, который работал вместе с великим создателем триллеров. Впервые слово «макгаффин» было упомянуто на лекции режиссера в Колумбийском университете в 1939 году. Альфред Хичкок расшифровал его следующим образом: «Это предмет, который необходимо заполучить. Для кинематографиста процесс важнее результата — важно то, что делают и говорят персонажи в погоне за предметом, а не сам предмет».

Режиссер взял этот термин из шотландского анекдота о разговоре двух мужчин в поезде. Он звучал примерно так:

— Что это за пакет на багажной полке?

— А, это Макгаффин.

— А что такое Макгаффин?

— Это устройство для ловли львов в Шотландском нагорье.

— Но в Шотландском нагорье нет львов.

— Ну, тогда это не Макгаффин!

По другой версии, это слово придумали сами Альфред Хичкок и Ангус Макфейл. Первая часть слова была взята от фамилии Макфейла, а вторая от слова guff, которое, в переводе с английского языка, означает «пустая болтовня» [Культура. РФ, 2021].

Кстати, есть еще одна версия, которая гласит, что слово «макгаффин» произошло от слова «мангуст». В 1883 году некоторые американские газеты напечатали статью, в которой рассказывалась история о неком вымышленном мангусте. Смысл ее примерно такой же, как и шотландского анекдота.

В 1967 году режиссер Франсуа Трюффо выпустил в свет том, в котором было интервью с Альфредом Хичкоком. Они обсуждали его фильм «Иностранный корреспондент». Ф. Трюффо сделал акцент на том, что весь сюжет основан на тайне, которая была известна только одному джентльмену. Режиссер пояснил, что тайна, за которой охотятся шпионы, и является макгаффином. При этом самое важное, по мнению кинорежиссера, чтобы то, чем хотят завладеть герои, казалось жизненно важным для персонажей, а для него как для рассказчика макгаффин не имеет никакого значения [Quote investigator, 2018].

Получается, макгаффин – это что-то такое, что побуждает к действию героев, выстраивает захватывающий сюжет, и при этом, если исключить его из сценария, весь смысл происходящего сразу потеряется. Давайте на примерах разберем, как работает макгаффин.

Так где он применяется?

Наверняка, прочитав предыдущий раздел, вы уже мысленно начали перебирать все известные вам фильмы или литературные произведения, в которых использовался этот прием, и даже прокручивать в уме сюжет, чтобы убедиться в силе неуловимого предмета для зрителя. Предлагаем вместе окунуться в мир творчества и посмотреть, как и где применяется макгаффин.

Макгаффин в кино

Альфред Хичкок популяризовал макгаффин во многих своих фильмах. Желанным объектом героев был бесшумный самолетный двигатель в ленте «39 ступеней». В картине «Печально известный» в роли макгаффина выступала радиоактивная урановая руда, а в фильме «Иностранный корреспондент» это был секретный мирный договор.

Яркий пример из современного кинематографа, где на макгаффине держится весь сюжет фильма, «Властелин колец» и его Кольцо Всевластия – уникальное оружие, которое стало причиной конфликтов между героями. Заметьте, акцент делается не на самом материальном объекте, а на его магических свойствах, о которых, кстати, зритель так и не узнает. А вы поняли, в чем сила кольца?

А как вам популярный фильм «Пираты Карибского моря»? Смотрели? Картина полна приключениями, захватывающими сценами и искрометным юмором главного героя, и все это крутится вокруг завуалированных объектов, за которыми охотятся: источник молодости, песо Джека Воробья, сундук Дейви Джонса.

Самый известный макгаффин в кино – это чемодан Марселласа Уоллеса в фильме «Криминальное чтиво». По задумке авторов, сначала в нем должны были быть бриллианты, но позже от этой идеи отказались, отдав право выбора зрителям. По сути, сам чемодан не играет особой роли в сюжете, но из-за него завязывается конфликт между героями.

Макгаффин используется не только в иностранных фильмах. Яркий тому пример – картина Андрея Звягинцева «Возвращение». В роли значимого объекта выступает ящик, ради которого, вернувшийся в семью спустя двенадцать лет, отец отправляется со своими родными в путешествие, и там они и испытали свои отношения на прочность. В итоге зрителю так и не будет раскрыта тайна, что же в этом ящике, а герои фильма навсегда потеряют друг друга на пути к неизвестному.

Кстати, в мультфильмах макгаффин тоже не редкость. В первой части истории «Кунг-фу Панда» главный герой борется за право стать мастером единоборств, но чтобы обрести силу, он должен найти Свиток Дракона, за которым охотятся и другие персонажи. В итоге выясняется, что Воином Дракона можно стать, поверив в себя, а Свиток здесь не при чем, это пустышка, которая мотивировала героев сюжета действовать.

Макгаффин в литературе

Макгаффин часто использовался в сюжетах сказок. Взять, к примеру, «Золотой ключик». Из названия нетрудно догадаться, какой предмет приковывал внимание героев сказки. Точнее сказать, макгаффинов в сюжете несколько, ведь золотой ключик открывает некую дверь в счастье, а вот что конкретно имеется в виду, автор так и не поясняет. В сказке Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» макгаффином являются черевички, которые ищет Вакула.

Вот еще один всем известный пример – «Золушка». Главная героиня теряет хрустальную туфельку, за обладание которой борется каждая, кто мечтает стать принцессой. Но туфелька не является главной в сюжете, хотя и побуждает к действию всех героев сказки.

В повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» макгаффин – Золотой Шар. Герой отправляется в опасную миссию, чтобы заполучить его, и даже идет на человеческие жертвы ради добычи, хотя сам о Золотом Шаре знает только из рассказов. Еще один пример – «Понедельник начинается в субботу». Название первой главы произведения («Суета вокруг дивана») как раз указывает на то, что же является макгаффином.

Кстати говоря, знаменитый «Гарри Поттер» (все-таки сначала появилась, книга, а потом фильм) практически весь основан на сюжете, который лихо закручивается вокруг конкретного объекта. То герои борются за Философский камень, то ищут Тайную комнату, но смысл-то совсем не в них, это лишь заветная кнопка «Пуск» для всей истории и приключений, в которые попадают персонажи.

Макгаффин в играх

Компьютерные игры тоже имеют определенный сюжет. Большинство из них построены по принципу «что-то найти и чем-то завладеть», поэтому при создании игр макгаффин применяется очень часто.

Например, в игре Assassin’s Creed игроки охотятся за артефактами предтеч. В роли макгаффина могут выступать и люди, как в играх Limbo и Silent Hill, или нечто абстрактное и призрачное, как голокрон в игре Star Wars Jedi: Fallen Order. Какой бы ни был макгаффин, в игре делается акцент на пути его заполучения, который преодолевает игрок. В AC: Odyssey герой проходит много испытаний ради того, чтобы встретиться с Минотавром, и даже побеждает преступников, но в итоге выясняется, что Минотавра вовсе нет там, где он его искал[].

Макгаффин в рекламе

Макгаффин используется в рекламе которая, чаще всего, несет социальную направленность. Посмотрите этот ролик: в нем в роли макгаффина выступает игрушечный динозавр, который, как тонкая нить, соединяет всех героев воедино. Реклама снята в поддержку детей из малоимущих семей:

Макгаффин – это универсальный метод, который помогает сделать сюжет более захватывающим, и, как мы с вами убедились, применить его реально везде, где только позволит фантазия автора.

Как создать макгаффин самостоятельно?

Любой сюжет – это, прежде всего, история. И не важно, о чем идет речь: о коротком рассказе, фильме или книге. Все начинается с идеи, которую нужно правильно изложить, применяя различные приемы, они добавляют особенный вкус творениям создателя. Если вы считаете, что макгаффин – это умелый ход, который по силам особенно талантливым людям, то уверяем вас: не обязательно быть Альфредом Хичкоком, чтобы создать свой макгаффин. Этому приему научиться легко самостоятельно.

Вот несколько советов, как логично вписать макгаффин в свою историю:

  1. Сначала правильно подберите макгаффин: он должен отражать суть сюжета и быть логически встроенным в концепцию произведения.
  2. Не бойтесь менять суть макгаффина в процессе развязки истории: например, Альфред Хичкок в своей картине «39 ступеней» центральной фигурой сделал формулу для конструирования мотора самолета, ее пытаются заполучить шпионы и вывести из страны. В итоге формула заучивается героем фильма наизусть: так макгаффин из материального перешел в абстрактное состояние.
  3. Заставьте поверить в магию предмета: зрителю должен быть интересен не макгаффин, а история, которая закручивается вокруг него. Сам желанный объект в итоге должен отойти на второй план.
  4. Макгаффин должен быть уместен и актуален: именно для того мира, который описывается в сюжете, иначе он не будет работать. Это правило вытекает из того самого шотландского анекдота: нет львов – нет макгаффина [А. Заяц, 2014].
  5. Определите, в чем ценность макгаффина: важен не сам предмет и его характеристики, а то, почему он так интересен героям. Проще говоря, если заменить этот предмет на другой, история не должна стать менее захватывающей.
  6. Макгаффин не обязательно должен быть правдоподобен «от» и «до»: он может не подчиняться законам логики, но при этом быть убедительным для зрителя. Разве кто-нибудь акцентировал свое внимание на том, почему туфелька Золушки не превратилась в тыкву или просто не исчезла после полуночи? Вряд ли, потому что туфелька – это абстракция, вокруг которой строится весь сюжет.
  7. Наделите макгаффин невероятной функцией: этим приемом пользуются сценаристы многих фантастических фильмов. Уникальные свойства добавляют ценности объекту и интереса повествованию. Например, пусть это будет волшебный меч, который способен разрубить то, что простому мечу не по силам. Немного волшебства – и картинка становится более захватывающей [TV tropes, 2020].

Важный момент: не переборщите. Макгаффин должен мотивировать героев действовать благодаря своей значимости, но если преувеличить его ценность и постоянно делать на нем акцент, персонажи сюжета и сам сюжет зрителю станут неинтересны. Макгаффин только по началу развития событий должен казаться центральной фигурой всего действия, но потом плавно отходить на второй план, уступая место основной идее фильма или литературного произведения, истории героев, их поступкам, отношениям.

Если вы сомневаетесь, что у вас получится создать интересную историю с применением макгаффина, рекомендуем вам заглянуть на нашу онлайн-программу «Сторителлинг». Несколько недель плодотворного обучения, и вы сможете оригинально и остроумно излагать свои мысли.

Подведем итог

Макгаффин – это секретный рецепт привлекательности сюжета. Наверняка до того, как этот прием авторов и сценаристов стал вам известен, вы и не замечали, как великие сокровища, неведомая сила и другие невероятные вещи, люди и идеи, которые вроде бы являлись центральными в картине, вдруг растворялись и отходили на второй план. А все потому, что ваше внимание было приковано к приключениям, которые настигали героев в погоне за этим «нечто».

Итак, давайте подытожим, как понять, что перед вами тот самый макгаффин:

  • объект, человек, идея или событие мотивируют героев действовать;
  • магкаффин зарождает конфликт, т.к. все хотят его заполучить;
  • он имеет особенное значение для персонажей и не имеет особого смысла для зрителя;
  • магкаффин закручивает сюжет в начале истории и отходит на второй план в процессе развития событий»;
  • если его удалить из сценария, весь смысл исчезнет;
  • в конце истории смысл макгаффина может так и остаться неизвестным для зрителя.

Чтобы окончательно разобраться, как работает этот сценарный прием, посмотрите видео:

Желаем вам успехов и творческого вдохновения!

А еще предлагаем пройти небольшой тест, чтобы лучше усвоить материал статьи:

Ключевые слова: