Блог о саморазвитии

Правила сильного текста: рекомендации Ильяхова

Правила сильного текста: рекомендации Ильяхова

Умение писать сильные тексты может показаться не самой важной частью жизни, особенно если вы не занимаетесь этим профессионально — не работаете литератором, копирайтером, маркетологом. Но вам все равно приходится создавать его почти каждый день: в переписках, письмах, объявлениях.

Книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст» вышла не так давно и стала бестселлером по версии сайта Ozon. Она содержит конкретные примеры сильных и слабых текстов, указывает разницу между ними и учит выражать мысли кратко, ясно и убедительно.

Кратко — значит без лишних слов, но не в ущерб смыслу. Ясно — так, чтобы мысль была понятна сразу. Убедительно — чтобы люди к вам прислушивались. В этом суть любого сообщения, которое мы передаем человеку или группе людей.

Авторы в своей работе опираются на книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», о которой мы недавно писали, а также на работу «Живой как жизнь» Корнея Чуковского. Они также противопоставляют культ слова информационному стилю. Культ слова — это когда человек верит в то, что смысл неважен, главное использовать специальные мудреные слова. Информационный стиль же является скальпелем, который помогает удалить лишнее, оставляя лишь суть.

Поговорим теперь о некоторых смертных грехах, которые совершает большинство людей, имеющих дело с текстом.

Графомания

Графомания — это стремление к многописательству, к сочинению произведений, что претендуют на публикацию в литературных изданиях. Такой человек совершенно не стремится вникнуть в тему, о которой пишет, поэтому его тексты поверхностны.

Текст должен решать хотя бы одну задачу читателя. Если же такая работа написана лишь ради публикации, она бесполезна.

Любой человек, который хочет написать текст, который поймут и к которому прислушаются, должен прежде всего задать себе два вопроса: «Какую задачу я хочу решить? Как можно помочь читателю?».

Прежде всего полагайтесь на пользу, а не на красивые речи.

Стоп-слова

Стоп-слова — это слова и фразы, которые можно удалить без потери смысла. Они лишь делают текст объемным, ничего не давая взамен. Без них читателю будет легче понять то, что хотел сказать автор.

Разбухший текст: «Качество смартфона, мягко говоря, не соответствовало даже довольно скромным ожиданиям». Очистим его: «Качество смартфона не соответствовало нашим ожиданиям». В этом виде фраза не теряет в смысле, зато читается легче.

Бывает, что недостаточно убрать стоп-слова. Вместо них добавляйте полезную информацию.

  • Было: «Предлагаем кредит на максимально выгодных условиях с удобным обслуживанием».
  • Стало: «Льготный кредит наличными для госслужащих под 10% годовых. Карту доставим домой или на работу».

Стоп-слова можно выделить в отдельные группы, чтобы их было легче найти и обезвредить:

  • Вводные
  • Оценки
  • Штампы
  • Заумь
  • Эвфемизмы
  • Отглагольные
  • Неопределенное
  • Брехня

Задание писателя в том, чтобы выучить эти группы, научиться их видеть, удалить мусор и наполнить речь чем-то полезным. Последнее особенно важно, иначе текст станет сухим и неинтересным.

Вводные

Это самая простая категория: «Допустим, вы вышли на пробежку. Разумеется, берете с собой что-нибудь электронное, например, умные часы и телефон. Не секрет, что эта техника помогает спортсменам. Впрочем, проверим». Эти слова не дают никакой информации, занимают место и расходуют объем внимания и интереса читателя. Вместо того, чтобы понять смысл текста за несколько секунд, ему приходится пробираться сквозь дебри словесного мусора.

К вводным также относятся такие словосочетания-ловушки, как «не секрет» и «всем известно». Если что-то известно, то незачем об этом и упоминать. Если же неизвестно, то автор обманывает читателя.

  • Было: «Как известно, времена года меняются из-за угла наклона Земли к Солнцу. Поэтому, чтобы зимой попасть в лето, достаточно прилететь к экватору или в Южное полушарие».
  • Стало: «Чтобы зимой попасть в лето, прилетайте в Латинскую Америку или Австралию».

Еще одним грехом писателя является использование словесной нумерации: во-первых, во-вторых. В большинстве случаев она не нужна и утяжеляет текст. Достаточно разделить свои мысли на абзацы или поставить цифру в начало строки.

Ингредиенты для приготовления блинов:

  1. В большой миске взбить яйца и сахар.
  2. Часть молока подогреть, посолить и тщательно перемешать со взбитыми яйцами и сахаром.
  3. В полученную смесь постепенно добавлять муку, постоянно перемешивая, чтобы не было комочков …

В этом примере нумерация имеет значение. Если же вы просто перечисляете критерии, навыки, предметы, то цифры не нужны.

Проверьте свой текст на наличие следующих вводных: безусловно, более того, в принципе, в сущности, вероятно, возможно, вообразите, допустим, другими словами, если честно, иначе говоря, к примеру, к слову, как бы то ни было, как видите, на мой взгляд, наверное, несомненно, однако, оказывается, по правде, по-моему, помнится, проще говоря, разумеется, с одной стороны, так вот, честно говоря, шутка ли, ясное дело.

Это не запрещенные слова и в некоторых случаях они могут пригодиться. Художественный текст не может без них обойтись, но если вы хотите прямо донести нужную информацию — удаляйте их.

Оценки

Оценки чаще всего используются для рекламных целей:

  • Изысканные и здоровые
  • Вкусные и полезные
  • Продукты, благотворно влияющие на здоровье ваших детей
  • С утонченным вкусом и пользой для тела
  • Качественный контент
  • Высокий процент
  • Безукоризненно обслужим

Мы привыкаем к таким оборотам и не обращаем на них внимания. Рекламное пространство можно использовать более эффективно. Хуже, когда маркетологи используют усилители: максимально высокий процент, абсолютно безукоризненно обслужим.

Используйте социальное доказательство. Скажите, что таким-то людям этот продукт нравится, приведите факты, истории, примеры. Клиент должен сам поставить оценку вашему товару.

Штампы

Информационный стиль

Штамп — это популярное устойчивое выражение, смысл которого либо неясен, либо можно выразить одним словом. Распознать его можно в ситуации, когда от текста веет официальностью, журнальностью, рекламностью:

  • Жизнь бьет ключом
  • Раскрасил всеми цветами радуги
  • Купил компанию со всеми потрохами
  • Как гром среди ясного неба
  • Не за горами

Штампы не только набили оскомину, но и опасны, потому что не требуют от писателя поиска новых, свежих словосочетаний или хотя бы простых и понятных. Их употребляют, не задумываясь.

Несколько слов: на каждом шагу, сплошь и рядом, куда ни глянь, каждый встречный, каждый второй. Одно слово: все, везде, каждый.

Несколько слов: одному ему понятным образом, как по волшебству, волшебным образом. Одно слово: неясно.

К штампам относятся канцеляризмы. Это штампы, которыми разговаривают бюрократы и руководители крупных постсоветских организаций. Это официальные, мертвые слова, которые нужно заменить на живые и понятные.

Канцеляризм:

  • Возможность произвольного падения с платформы.
  • Открытие дверей производится в автоматическом режиме.
  • В данном окне осуществляется открытие счета.
  • Я принял решение.

Замена:

  • Осторожно: высокая платформа.
  • Автоматическая дверь.
  • Здесь вам откроют счет.
  • Я решил.

Научитесь видеть такие штампы и заменять их на одно простое слово.

Заумь

Часто автор боится, что читатели не поймут, какой он на самом деле умный, поэтому использует длинные и непонятные слова. Если выделить суть этих фраз, можно легко найти замену.

Автор пишет: «Предлагаю минимизировать непродуктивные коммуникации и нивелировать полемику по тривиальным вопросам», а имел в виду: «Хватит спорить из-за такой ерунды!».

Давайте посмотрим на эволюцию усложнения простого словосочетания:

  1. Общаться с клиентами.
  2. Поддерживать общение с клиентами.
  3. Поддерживать диалог с клиентами.
  4. Поддерживать коммуникацию с клиентами.

Простые слова всегда побеждают.

Эвфемизмы

Эвфемизмы используются для того, чтобы критиковать и сглаживать углы. Писатель заменяет неприятные слова безобидными синонимами. Это приводит к путанице и показывает неуверенность автора.

Говорим примем возможные меры, а имеем в виду лишим премии, уволим, понизим в должности. Пишем это не совсем тот результат, который мы ожидали, а подразумеваем это некачественная работа.

Как же отличить прямоту от грубости? Не нужно переходить на личности, давать оценку поступку человека, а не его личности.

  • Плохо: «Он сделал глупую вещь». Хорошо: «Из-за его поступка я оказался в глупом положении».
  • Плохо: «Он медленно работает». Хорошо: «Мы не успеваем сдать отчет из-за его медленной работы».

Отглагольные

Отглагольные существительные не могут просто так встать в предложение. Им нужен глагол вроде осуществлять, оказывать, производить, обеспечивать, предоставлять. Вместо того, чтобы использовать глагол в чистом виде, его словно стесняются.

  • Проектировать и строить, а не оказывать услуги по проектированию.
  • Рекламировать, а не осуществлять деятельность по продвижению.
  • Охраняем заводы и склады, а не обеспечиваем безопасность промышленных объектов.

Причастие — отглагольное прилагательное. Отвечает на вопросы: «Какой? Что делающий?». Они скрывают глагол, усложняют чтение и добавляют в предложения запятые.

  • Выстрелил в воздух, но не сделал предупреждающий выстрел в воздух.
  • Он разрешил, но не он сделал разрешающий жест.
  • Офисный сотрудник, а не сотрудник, работающий в офисе.

Деепричастие — это отглагольное наречие. Отвечает на вопросы: «Когда?» и «Как?», «Что сделав?» и «Что делая?».

Как не надо делать: «Окончив МГУ, он поступил в аспирантуру. Защищая диссертацию, он познакомился со своей будущей женой. Еще будучи молодыми учеными, они открыли свое первое предприятие». Избавляйтесь от деепричастий: «После МГУ он поступил в аспирантуру. Он познакомился со своей будущей женой, когда защищал диссертацию. Первое совместное предприятие они открыли, когда им обоим было до 30».

Страдательный залог — это действие наизнанку, противоположность действительному. Мы пишем «Минфином был предложен план по спасению экономики», хотя лучше «Минфин предложил план спасения экономики».

Неопределенное

Неопределенные слова дают неточную информацию вместо точной, поэтому их невозможно представить. Обычно это говорит о лени автора, который не нашел точных чисел или о его неуверенности:

  • В 2016 году на Земле живет почти 7,5 миллиарда человек.
  • Компания более десяти лет выпускает детские товары.
  • В некоторых странах за чертой бедности живет более 60% населения.

Если не знаете точное число — округляйте. Знать большие числа с высокой точностью нужно только при сложных расчетах. Пусть на Земле живет 7,5 миллиарда человек.

Брехня

Брехня — это расплывчатые формулировки, которые формально не ложь, но и не правда. Ее используют, чтобы подкрепить слабую, ничем не доказанную мысль:

  • Немного вина каждый день — залог крепкого здоровья для всех, от мала до велика.
  • С нашим дипломом шансы найти достойную работу резко повышаются.

Суть брехни в том, что автор вроде не соврал, но и ничего не сказал. Он поленился найти ссылки на исследования, привести факты, потратить свое время. Может найденное исследование противоречит другим, но у автора есть данные, а значит мы ему верим больше.

Когда писатель не приводит фактов, он может сделать какой угодно вывод — сегодня один, завтра другой. Старайтесь глубоко вникать в тему.

Хороший синтаксис

Синтаксис — это раздел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения. Когда слова связаны хорошо, речь льется. Когда плохо — читатель спотыкается. Разберем несколько типичных ошибок.

Плохо: «Избавление от сложных слов и причастных оборотов увеличивает скорость чтения и делает текст простым для понимания».

Хорошо: «Уберите сложные слова и причастия. Тогда текст будет легче читать».

Плохим синтаксис становится когда в нем избыток запятых, скобки, последовательности родительных падежей, вводные конструкции.

Чтобы он получился хорошим, нужно:

  • читать текст по многу раз
  • переписывать все, на чем спотыкаешься

Хороший синтаксис — естественная речь. Каждый человек способен хорошо писать, если перестает думать как робот и расслабляется. Когда же вы читаете текст вслух и с выражением, то сразу слышите сложные места, нестыковки и проблемы неблагозвучия.

Также важно обращать внимание на глагол, который означает действие, а не бездействие. В предложении с действием обязательно будут два компонента: сказуемое и подлежащее. Сказуемое — это действие. Подлежащее — тот, кто совершил это действие.

Подлежащее может быть сильным или слабым. Слабое не может совершать действие. Обычно это абстрактные понятия, отглагольные существительные, предметы неживого мира. Сильное умеет совершать действие. Это человек, робот, группа людей, компания, программа.

Слабое: «Наличие справки не гарантирует возможность повторной сдачи экзамена».

Сильное: «Даже если студент принесет справку в учебную часть, мы не обещаем, что преподаватель назначит повторный экзамен». Наличие — плохое подлежащее, потому что оно не может ничего делать. Студент — хорошее подлежащее, он может действовать.

Еще есть сильное и слабое сказуемое. Сильное сказуемое — глагол действия. Это что-то конкретное, его можно представить и снять на пленку. Плохое сказуемое — это глагол, который описывает состояние. Его можно использовать лишь когда они обозначают обычное действие. Вот они: быть, являться, находиться, иметься, становиться, появляться, казаться, относиться, принадлежать, следовать, вызывать.

Слабое сказуемое: «Рост отказов указывает на проблемы с уровнем обслуживания».

Сильное сказуемое: «Клиенты все чаще отказываются от наших услуг. Кажется, менеджеры плохо их обслуживают».

Иногда автор хочет уместить несколько предложений в одном, что также утяжеляет текст:

  • Сегодня суббота, пора публиковать дайджест новостей за неделю.
  • Мы готовим торты на заказ, наш девиз — «Чтобы перед мамой не было стыдно».

Ничего страшного не произойдет, если мы избавимся от запятых и заменим их точками:

  • Сегодня суббота. Время для дайджеста новостей за неделю.
  • Мы готовим торты на заказ. Наш девиз: «Чтобы перед мамой не было стыдно».

Если текст легко и просто читать, значит это хороший синтаксис. Не перегружайте его ненужной информацией, а сложную — дробите.

Что, если текст перегружен информацией? В идеале в одном предложении должна быть одна новая мысль. Допускается две и три, но не больше. При этом стоит понимать для какой аудитории пишем:

Evernote – это облачный веб-сервис и набор программного обеспечения для создания и хранения заметок.

Ваша аудитория может не знать, что такое облачный сервис, поэтому для нее в этом предложении слишком много информации, он перегружен. Можно сказать проще:

Evernote – программа для хранения заметок у себя на компьютере и одновременно в интернете.

После чего можно рассказать о том, что такое облачный сервис и почему он завоевал мир.

Многие авторы не умеют писать просто, потому что это сложно. Чтобы донести мысль, нужно совершить интеллектуальное усилие и потратить больше времени, чего обычно не происходит.

Для хорошего понимания, можно использовать обобщение. Пример перегруженного текста: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют скиммер, накладку и клавиатуру, скрытые камеры и прямое наблюдение».

Ваш читатель может и не знать, что такое скиммер, накладка и клавиатура. Оставим прямое наблюдение на потом и сосредоточимся на трех инструментах мошенников. Теперь текст выглядит так: «Чтобы украсть деньги, мошенники используют три инструмента: скиммер, накладку на клавиатуру и скрытые камеры». Используйте обобщение везде, где много новых компонентов.

Логика текста

Эта тема объемная, но ее можно свести к трем основным компонентам: абзац, цель и задачи, структура.

Абзацы

Абзацы создают ощущение порядка. Без них текст превратится в сплошную мешанину и читателю будет непонятно, где автор переходит к следующему вопросу.

Если читатель хочет выудить интересные данные, он будет читать первые несколько слов абзаца и за доли секунды решит, захочет ли на нем остановиться. Поэтому абзац должен начинаться с важной информации, а не прятать ее в середине.

В хорошо структурированном тексте из первых предложений абзацев будет складываться понятная история. Проверяйте текст подобным образом и вы увидите, где заблудились в мыслях.

В конце абзаца должен быть вывод. Он словно отвечает на вопрос «Что делать с этой информацией?»:

  • Считается, что нельзя ходить на пробежку, когда попало. Если вы решили… Поэтому мой тренер советует: если хотите сжигать жир, ходите на пробежку утром натощак.

Последняя фраза абзаца словно забрасывает мостик на следующий. Таким образом мы удерживаем внимание читателя и не даем ему возможности закрыть вкладку.

Цель и задачи

Цель — позвоночник статьи. Она не дает статье развалиться. От текста с целью остается ощущение собранности и силы. Иногда авторы пишут при помощи потока сознания и совершено непонятно, какой цели этим добиваются.

Можно отступить от темы, это сделает текст более глубоким, но стоит понимать, что связь должна быть четкая, а не притянутая за уши. После прочтения вашей статьи в голове у читателя должно что-то измениться.

Задача — это то, как мы достигнем цели. Это конкретные смысловые шаги, ходы, действия. Если цель отвечает на вопрос «Куда идем?», то задачи — это «Какой дорогой?»,

Если вы хотите помочь читателю отказаться от сладкого, задачи могут быть такими:

  • Объяснить, почему мы любим сладкое.
  • Рассказать о вреде сладкого.
  • Предложить замену сладкому.

Задачи могут быть другими, все зависит от вашей хитрости.

Структура

Структура — это то, как организованы мысли в тексте. Это одновременно и внутренняя логика и его внешний вид. Одно должно следовать из другого и тогда читатель дочитает вашу статью до конца и будет рекомендовать ее друзьям.

Например, вы пребываете в Испании и хотите поделиться мыслями по этому поводу. Можно попросту не переживать и писать, что придет в голову. Но такой ворох мыслей может отпугнуть читателя.

Что нужно делать, чтобы текст не превратился в подобный ворох мыслей? Можно добавить подзаголовки — так начнет вырисовываться структура. Можно делить рассказ по дням: день первый, день второй, день третий. Это скучно, ведь события повторяются, развития сюжета нет. Нужно новое деление! Вы решаете разбить поездку по темам:

  • Места
  • Еда
  • Развлечения

Такие блоки информации называются модулями (которые состоят из введения, основной части и заключения). Теперь стало намного интереснее, ведь читателю будет легче ориентироваться в тексте и искать важную информацию. Впрочем, деление по дням могло быть лучшим выбором, все зависит от ситуации.

Заключение — самая грустная часть статьи. До него читатель редко доходит, а автор обычно не особо-то и старается. Но у заключения важная задача — закрепить содержание статьи, чтобы помочь читателю сложить полную картину.

Не имеет значения, пишете вы текст или произносите публичную речь: правила одинаковы. Чтобы донести суть сообщения, вы должны пользоваться яркими, информативными словами и при этом уметь структурировать свою речь. Чтобы она не распалась на части, нужно долго и упорно готовиться. Если вы пишете резюме, выделите минимум один день, иначе внятного текста не получится. Думайте, размышляйте, подбирайте правильные слова. Сильный текст редко можно написать за один присест, он требует времени и размышлений.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: