Блог о саморазвитии

Вопросы до, во время и после прочтения художественной книги

Вопросы до, во время и после прочтения художественной книги

Кто-то читает 10 книг в год, кто-то 50, кто-то еще больше. Однако мы все понимаем одну простую истину: важно качество информации и уровень ее понимания. Чтобы поощрять критическое чтение, нужно научиться задавать правильные вопросы. Это поможет осознанно отнестись к книге и вынести из нее намного больше.

В нашей статье речь пойдет о художественной литературе, однако при большом желании вопросы можно переделать и использовать для прочтения профессиональной.

Почему это так важно?

Чтение книг — элемент обучения, саморазвития, один из самых полезных способов времяпровождения. Из каждой книги необходимо получать максимум. Глубокое понимание невероятно важно, потому что персонажи и диалоги могут со временем забыться, а суть останется.

Долорес Дуркин в 1979 г. провела исследование и выяснила, что подавляющее большинство преподавателей и учителей задают вопросы только по окончанию прочтения книги, и очень редко — до и во время. Дальнейшее изучение показало, что ситуация со временем стала не намного лучше.

Между тем, в таком чтении есть большие преимущества:

  • Осознание того, зачем вообще нужна эта книга
  • Умение делать предположения
  • Научиться создавать связи и ассоциации
  • Использовать контекст при встрече с незнакомыми словами
  • Оценивать качество текста
  • Пересматривать ключевые моменты в тексте
  • Понимать, как можно использовать информацию в будущем

Вопросы «до»

Вы выбрали интересную книгу, устроились поудобнее и готовы читать. Но прежде задайте пару вопросов, чтобы это помогло более осознанно воспринимать текст:

  • Какие подсказки мне дает название книги о сюжете и истории?
  • О чем будет книга? Почему я так думаю?
  • Это реальная или вымышленная история?
  • Зачем я читаю это?
  • Что я уже знаю об этой книге и ее теме?
  • Какие предположения я могу сделать?

Вопросы «во время»

Делайте несколько пауз во время чтения. Задайте себе несколько вопросов о главе, которую читаете:

  • Что я понял из прочитанного?
  • Какова основная идея?
  • Какую картину автор нарисовал в моем воображении?
  • Нужно ли мне перечитать эту главу, чтобы понять ее лучше?
  • Как поступит персонаж? Почему?
  • Какие эмоции испытывает персонаж?
  • Как бы я поступили на его месте?
  • Случалось ли нечто подобное со мной?
  • Опишите прочитанное своими словами.
  • Нужно ли запоминать этот текст? Почему?

Перечитайте эту главу и задайте себе следующие вопросы:

  • Какие предположения были верными?
  • Какова основная идея на самом деле?

Вопросы «после»

  • На каком уровне понимания текста я находился? Нет ли более глубокого смысла?
  • Какие вопросы автор ставил перед самим собой и как отвечал на них?
  • Каковы были намерения автора или он полностью попытался отстраниться от намерений и своей точки зрения?
  • На все ли поставленные свои вопросы автор ответил или некоторые ответы были неполными?
  • Если бы было продолжение, каким бы оно могло быть?
  • Можете ли вы рассказать историю своими словами?
  • Какие события были наиболее важными?

Все эти вопросы помогут не просто прочесть книгу, а извлечь из нее большую пользу.

Если вы учитель

Главная ваша обязанность как учителя — вовлечь учеников (студентов) в разговор и выяснить, что они думают о книге.

  • Почему автор поместил героев в это место и время?
  • Почему автор начал историю именно так?
  • Почему автор закончил историю именно так?
  • Какие бы вопросы вы задали автору?

Данный подход можно использовать при изучении:

Вопросы вы можете придумывать сами. Главное — относиться сознательно к тексту. Прочтите лучше меньше книг, зато прочувствуйте их как можно глубже.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова: