Меню курса

Урок 5. Запоминание текста

Урок 5. Запоминание текста
В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы.

Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора.

Содержание:

В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.

Что нужно запоминать оратору?

Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:

Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.
Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего в соответствии с «правилом краев» Эббингауза.
Структуру выступления. План речи, о котором говорилось во втором уроке, является важным элементом любого выступления. Он служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.
Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.
Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.

Многие авторы популярных книг по ораторскому искусству сходятся во мнении, что существует три ключевых способа направленного запоминания текста вашего выступления. Дейл Карнеги называет их «впечатление, повторение, ассоциация». Хайнц Леммерман пишет немного иначе: «концентрация, создание ассоциаций, повторение». Суть этих правил заключается в том, что каждое из них воздействует на запоминание с разных сторон, помогая удерживать необходимый материал в голове.

Наиболее полную информацию о принципах, программах, техниках, способах и методиках запоминания текста вы сможете найти в тренинге по развитию памяти на нашем сайте. Здесь же мы рассмотрим каждое из трех обозначенных базовых правил лишь обзорно.

Концентрация внимания

Концентрация на материале, который нужно запомнить связана с двумя важными факторами: с умением пробудить интерес к запоминаемому материалу, а также со способностью сконцентрироваться на этом материале.

Каждый из нас знает: то, что действительно нам интересно запоминается гораздо лучше всего остального. Это связано с тем, что мы уделяем гораздо больше внимания интересным деталям. Эти детали мы также дополнительно обдумываем, невольно строя ассоциации и повторяя их вновь и вновь. Поэтому то, что действительно нам интересно, легко запоминается. А при недостаточном интересе требуется приложить больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Для того чтобы пробудить свой интерес даже к не самым занимательным вещам, можно воспользоваться несколькими рекомендациями. Во-первых, постарайтесь найти что-то полезное для себя в изучаемом материале. Не бывает абсолютно неинтересных тем. Во-вторых, постарайтесь включить элементы игры, состязательность, личные рекорды и прочие факторы, способствующие росту вашего азарта к знаниям, которые нужно запомнить. Азарт – это сильное чувство, способное пробудить интерес даже в самых рутинных ситуациях.

Умение сконцентрироваться независимо от интереса к материалу также полезно для ораторского мастерства. А способность отключаться от окружающих событий можно развивать при помощи некоторых специальных упражнений. В том числе и при помощи игры под названием N-назад, в которую мы предлагаем вам сыграть ниже:

Ассоциации

Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B, возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B. Главная роль ассоциаций при запоминании важных частей вашего выступления заключается в том, что мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним.

Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами. Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора. Подробнее о способности строить ассоциации для запоминания речи читайте в одном из уроков по развитию памяти. А сейчас предлагаем вам пройти специальное упражнение на ассоциативное мышление.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры:

Повторение

Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Вот три практических совета от Хайнца Леммермана:

  1. Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (т. к. соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.
  2. Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше закрепляются знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.
  3. При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать мате-риал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время пе-рерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти.

Относительно последнего совета можно добавить, что еще в XIX веке немецкий ученый, психолог-экспериментатор, Герман Эббингауз (Эббингхауз) выявил, так называемую, «кривую забывания» или «кривую Эббингауза», которая показывает, как происходит процесс забывания информации:

Кривая забывания Эббингауза

По мнению современных специалистов, существуют два популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

И теперь нам осталось обсудить вопрос работы с аудиторией.

1ЭИ, 1Риторика