Блог о саморазвитии

Виды и формы образования: краткий ликбез

Виды и формы образования: краткий ликбез

Образование – это целенаправленный процесс формирования личности человека в обществе, во время которого передаются знания и выполняются такие важные социальные функции как:

  • формирование системы знаний и представлений о мире;
  • социализация и расширение круга общения;
  • освоение базовых навыков и умений;
  • передача ценностных и культурных установок;
  • приобретение специальной и профессиональной компетенции;
  • реализация творческого и интеллектуального потенциала.

Образование – это важная часть общественной системы, главная цель которой подготовить человека к жизни в той или иной среде, помочь реализовать себя [Альфред Адлер, «Понять природу человека», 1997].

За последнее столетие образование стало важной частью общественной системы каждого государства. Процесс обучения предусмотрен государством, церковью и любой просветительной институцией вообще; он гарантирует условия формирования чувства единения, общности культурной, духовной и интеллектуальной.

В современном мире хорошая система образования равна стабильному развитию общества. Именно поэтому в систему обучения развитые страны с каждым годом вкладывают все больше денег. Программа развития ООН с 1980 года проводит Рейтинг стран по уровню образования (Education Index). В 2018 году этот список возглавляла Германия, которой совсем немного уступали Австралия, Дания, Ирландия и Новая Зеландия. В основе этого исследования лежали критерии индекса грамотности взрослого населения и индекс получивших образование [Рейтинг стран мира по уровню образования, 2018].

С другой стороны, Рейтинг национальных систем высшего образования (U21 Ranking of National Higher Education Systems) в 2019 году проводил свое исследование по таким показателям как инвестиции частного и государственного сектора в высшее образование, результаты научных исследований университета, открытость университетской системы образования и его международные связи, а также государственная политика в области регулирования получения высшего образования. Список из 50 стран в этом году возглавляли Соединенные Штаты, которым уступали Швейцария, Великобритания, Швеция и Дания [Рейтинг национальных систем высшего образования, 2019].

Сегодня разные организации для измерения уровня образования в мире используют разные критерии, подходы и данные. Одна статистика может учитывать одни показатели, а для другой будет важно что-то иное. Самые распространённые показатели качественного образования включают такие аспекты как профессионализм учителей, вовлечение правительства в развитие системы образования, наличие творческой и развлекательной активности после уроков, условия школ и их инвентаризация, вовлечение родителей в процесс обучения и т.д.

Помимо развитых стран, где на постоянной основе система образования развивается соответственно новым технологиям, самой продвинутой организацией в мире, которая занимается популяризацией образования в бедных странах, является детский международный фонд UNICEF. Главной его стратегией на период 2019-2030 годов является увеличение доступа и повышение качества образования среди детей в 144 странах, которые не могут посещать школы из-за физических осложнений, отсутствия школ поблизости, культурных ограничений, отсутствия учителей и базового инвентаря для обучения. Согласно их статистики, сегодня количество детей, которые не имеют доступа к системе образования, самое высокое за всю историю человечества.

Сегодня примерно 617 млн детей в мире не получают базового среднего школьного образования даже в таких предметах как чтение и математика. Поэтому цель Образовательной стратегии 2019-2030 Every child learns – это обеспечить возможность детям посещать школы, чтобы в будущем они смогли проявить свой потенциал [UNICEF. Education. Every child has the right to learn].

Глобальные цели фонда UNICEF основываются на убеждении, что система обучения должна соответствовать потребностям общества, поэтому дети, заканчивая школу и получая качественное образование, могут найти свое место в жизни, быть полезными обществу и способствовать его развитию.

В этой статье мы раскроем главные аспекты развития системы образования в России, а также расскажем, какими способами можно дополнительно обучаться, чтобы углублять свои знания, стать лучшим специалистом в любимом деле или же найти новые жизненные увлечения.

Уровни и виды образования

И хотя психологи все чаще говорят о процессе образования как о неотъемлемой стадии взросления ребенка с первых дней его жизни, четкое разграничение уровней образования начинается только с детского сада – первого социального опыта ребенка вне семьи. Согласно законодательству, в России установлены такие уровни образования:

  1. Общее образование и его уровни: дошкольное, начальное общее, основное и среднее общее образование.
  2. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование (дошкольные и школьные учреждения) предусматривает базовое формирование мировоззрения человека, знакомство с разными предметными областями науки – естествоведением, биологией, химией, физикой, литературой, языками и т.д. Этот уровень образования должен помочь развить базовые личностные навыки учеников и определить последующее профессиональное развитие компетенций каждого человека.

Хотя основой всего образования у нас принято считать школу, не менее важную социальную функцию выполняют домашнее образование, ясли и детские сады. Также существует система дополнительного образования, которая включает обучение в разных кружках, секциях, музыкальных, художественных и спортивных школах – все эти активности помогают раскрыть способности ребенка.

Профессиональное образование – это специальная подготовка по определенному направлению. К системе этого уровня образования сегодня можно отнести школы с углубленным изучением чего-либо, лицеи, колледжи, институты, кружки, семинары и секции.

За процесс образования отвечают министерства и местные ведомства государственного, федерального, городского уровней. Учебная система государственного образования является стандартизированной и делится на такие ступени:

  • дошкольные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения (школы, лицеи и гимназии);
  • учреждения среднего профессионального образования (училища, техникумы, колледжи);
  • высшие учебные заведения (университеты, академии, институты, консерватории и высшие военные училища).

Согласно конституции РФ, каждый гражданин должен получить полное общее образование, т.е. освоить учебную программу 11 классов школьной системы, которая состоит из трехуровневой системы образования – начального, основного и полного высшего образования. В том случае, если ученик переходит после 9 класса в спецучилище, кроме профессиональной подготовки он также должен освоить необходимые знания полного общего образования 10 и 11 классов.

Таким образом, образование не только формирует основу для будущей социализации человека в обществе, но и выполняет часть духовных и ценностных функций наравне с наукой и искусством.

Образование, наука и искусство – это важные институты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но в то же время имеют разные социальные функции. Образование – это передача знаний от поколения к поколению, формирование общего понимания мира и ценностей. Это своеобразная парадигма, которая создает общность. Система образования не создает нового знания, ее главная цель – формирование систематического и специфического знания о мире, обществе и человеке.

В отличие от образования, цель науки – это как раз и есть создание нового знания, идей, концепций. Если в основании образования лежит систематическая передача знаний с целью формирования общей картины мира, то в основании науки лежит творчество, познание мира и новые открытия. Главные функции науки:

  • познавательная;
  • прогностическая;
  • мировоззренческая;
  • изобретательная.

Не менее важную роль в формировании личности занимает и развитие творчества, креативности. За эту часть способностей человека отвечает современное знание об искусстве и эстетике. Начиная с раннего детства, очень важно развивать у ребенка его творческие наклонности, которые в будущем помогут ему не бояться проявлять себя и вносить вклад в развитие общества.

Все эти стороны общественной жизни предусмотрены и регулируются законодательством, которое гарантирует доступ к образованию каждому гражданину страны.

Законодательство и основные формы обучения

Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.

Согласно Федеральному закону  [«Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция закона от 12 марта 2019 года)], каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.

На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.

Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.

Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) [Конституция РФ] на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.

Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.

Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:

  • очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения;
  • семейное обучение;
  • экстернат (форма обучения, которая позволяет учиться самостоятельно, сдавать государственные экзамены);
  • дистанционное и электронное обучение;
  • сетевое обучение;
  • сочетание разных форм обучения.

Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов. Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать.

Форматы образования

Очевидно, что большинство людей получает образование в формате уроков в школе и пар в университете. Но главная тенденция современного процесса обучения состоит в том, чтобы получать более специфическую, детальную и новую информацию о чем-либо. И поскольку новые знания всегда актуальны и востребованы, получать их можно в формате курсов, семинаров, вебинаров, лекций (как онлайн, так и офлайн).

И хотя обучение вне школы и университета является очень важным для повышения людьми своей квалификации и компетентности, по большей части оно служит дополнением к уже имеющемуся образованию.

Такие форматы являются менее стандартизированными по программе, и в отличии от университетской системы они нацелены на изложение практического аспекта информации и демонстрацию путей ее внедрения вместо акцентирования на теории и методологии.

Самыми популярными форматами дополнительного образования являются:

  • Вебинар – онлайн-мероприятие, обычно посвящено узкой тематике. Главная цель вебинаров – передача знаний о последних тенденциях любой сферы человеческой деятельности или привлечение клиентов.
  • Смешанное образование (или blended learning) сочетает две формы образования – очную (регулярные занятия в классе) и дистанционную, когда большая часть обучения проходит удаленно.
  • Мастер-класс это форма обучения, целью которой является передача личного профессионального опыта спикера слушателям. Обычно темы мастер-классов очень узкие и анализ одной проблемной ситуации происходит в комплексе: дается четкая теория, которая применялась в конкретном случае, объясняются частые проблемы использования такого же подхода в аналогичных ситуациях, даются практические упражнения для закрепления и систематизации услышанного на мастер-классе.
  • Тренинг (или интенсив) – интенсивная форма обучения, акцент в которой направлен на выполнение практических заданий с целью формирования навыков и понимания какого-либо предмета. Особенность тренингов в том, что они обычно проходят в короткие сроки (до трех дней, поэтому обычно в формат тренинга переходит расширенный мастер-класс) с четко определенным предметом обучения.
  • Лекция – самая распространенная форма обучения, суть которой состоит в изложении лектором темы, очертании научных тенденций и подходов в решении возникших проблем, формировании картины между дисциплинарным внедрением и актуализацией какой-либо темы для общества. Лекция обычно должна иметь форму вступительного изложения новой информации с последующими рекомендациями по углублению знаний с использованием литературы и электронных ресурсов. В таком формате обучения не предусмотрены практические упражнения, а обсуждения с аудиторией обычно сводятся к формату «вопрос-ответ» в конце лекции. Поэтому часто у слушателей возникают трудности с дальнейшей систематизацией новой информации и углублением знаний.
  • Семинар – интерактивная форма обучения, которая отличается от лекции активным вовлечением слушателей в процессе изложения темы. Обычно семинары проходят в форме диалога, во время которого лектор также выступает и модератором и задает направление развития дискуссии. Главное преимущество семинаров перед лекциями – это параллельная систематизация новой информации и размышление о важности того или иного события, а также уточнение плохо усвоенной информации. Поэтому, если во время лекции, к примеру, преподаватель показывает нынешнюю ситуацию проблемы, то на семинарах он должен стимулировать размышления над конкретной проблемой среди аудитории, оценку тех или иных достижений и формирование собственных оценок.
  • Марафон – это активная форма обучения, которая нацелена на внедрение новых знаний, формирование привычки или же целенаправленное выполнение каких-либо заданий. Обычно марафоны длятся до 10 дней, во время которых предусмотрена ежедневная активность участников и выполнение заданий. Из-за того, что марафон нацелен на прокачку какой-либо активности, теоретическая часть обычно в таком формате обучения очень концентрированная и предоставляется только самая важная информация, выжимка. Важной частью любого марафона является необходимость поддерживать высокий уровень мотивации участников и постоянное консультирование во время возникновения трудностей. И хотя самые яркие примеры марафонов сегодня – это фитнес-марафоны, такая форма обучения очень популярна среди копирайтеров и писателей.
  • Программа – это активная форма обучения, нацелена на внедрение полезной привычки и приобретение навыка на протяжении более длительного времени, нежели марафон. Для эффективного обучения программа длится около двух месяцев – именно такое время необходимо, чтобы не просто замотивировать участников к личностным изменениям, но и заложить основания для новой привычки. Именно систематические и регулярные занятия помогут качественно сформировать новые способности, которые сделают вас лучше. Отличным примером таких длительных и увлекательных программ являются наши проекты «ТРИЗ на практике», «Когнитивистика», «Мнемотехники», «Эффективное изучение иностранного языка» и другие.
  • Групповой и личный коучинг – это не только процесс обучения, во время которого эксперт в какой-то области передает необходимую теоретическую информацию, а еще и хороший способ систематизировать знания и проанализировать проблемы во время практических заданий. Главное преимущество коучинга в том, что эта форма обучения отличается также и длительным сопровождением в процессе роста и реализации четко поставленных заданий. Обычно такое сопровождение может длиться от трех до двенадцати месяцев, пока процесс достижения желаемого результата не станет стабильным. Примером может служить расширение компании с оперативного управления до системного, которое предусматривает не только увеличение количества сотрудников, но и формирование новой структуры организации.
  • Интерактивная игра – инновационная форма обучения, чаще всего используемая для решения деловых, конфликтных и бизнес-задач при помощи моделирования возможной ситуации и поиска оптимальных путей решения. Самый яркий пример такого обучения – это игры Роберта Кийосаки, которые нацелены на развитие финансовой грамотности и усвоение основ бизнес-стратегии.
  • Онлайн- и офлайн-курсы – обучающие курсы для широкого круга желающих, которые проводятся с целью предоставить преимущественно новые теоретические знания, хотя практические задания для проверки усвоения теоретического материала тоже предусмотрены. Сегодня по количеству посетителей и зрителей самыми популярными платформами онлайн-курсов являются Coursera, Udemy, Udacity. Но также много интересных курсов в зависимости от целей и приоритетов можно найти у нас на сайте – «Скорочтение», «Ораторское мастерство», «Тайм-менеджмент» и другие.
  • Подкасты – форма обучения в формате аудиокниги или тематического аудиолиста. Использовать подкасты можно как для углубления знаний по уже знакомой проблеме и повышения квалификации, так и для самообучения, например, иностранному языку. Суть этой формы обучения в легком формате восприятия информации, поскольку подкасты обычно фрагментированы, не длятся долго, что позволяет сосредоточенно воспринимать новую информацию. Например, отличные подкасты для усвоения английского языка на базовом и среднем уровнях делает British Council – кроме понятного аудиосопровождения каждая дорожка имеет текст и задания, что помогает ученику проверить свое понимание материала после прослушивания. Не менее полезными являются подкасты от проекта Languagepod101, которые выпускают видео по изучению 34 языков.

Современные технологии и возможности изменили представление об образовании, которое было свойственно прошлому столетию. Сейчас процесс обучения стал чем-то большим, чем просто школьной или университетской программой – появляются альтернативные источники, позволяющее узнать что-то новое, углубить свои знания и компетенцию как в рамках одной профессии, так и в освоении совершенно другой сферы деятельности.

Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием

Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:

  • интерес;
  • наличие личного опыта;
  • целенаправленность;
  • использование разных способов восприятия;
  • временные ограничения.

Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:

  • можно подстраивать процесс образования под ученика;
  • можно быстро обновлять систему знаний, следя за актуальностью;
  • можно интегрировать разные практические подходы и развивать творчество;
  • можно превратить обучение в привычку .

Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом. Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями.

Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.

Актуальность самообразования

В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.

Ключевые слова: