Блог о саморазвитии

Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли

Социализация, или Как стать человеком, а не Маугли

Социализация – скучная тема. Сплошная теория и заумные рассуждения об обществе. Но так кажется лишь на первый взгляд. На самом же деле социализация – наше все. Когда родители учили вас есть вилкой, пользоваться туалетом и общаться, а соседка Марья Ивановна грозила пальцем и твердила, что ходить по газонам – плохо, вас социализировали. И этот процесс продолжается по сей день.

YouTube и телевидение, церковь и рабочий коллектив – все эти институты закладывают в наши головы определенные ценности и нормы, осуществляя социализацию. Читайте статью дальше, и вы узнаете подробности, а также поймете, почему социализация так важна и что будет, если ее не пройти в детстве. Спойлер: будет очень плохо.

Определение и этапы социализации

Социализация – это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Иными словами, это процесс обучения общественному порядку, который представляет собой развитие или изменение самоощущения человека.

Важно заметить, что социализация – это не добровольная процедура. Процесс установления социального порядка начинается сразу после рождения человека и задолго до того, как у него появится интеллектуальная способность понимать, что происходит. Давайте рассмотрим, как это работает.

Первое

Социализация начинается еще в роддоме, когда новорожденных разделяют на две большие группы: мальчики и девочки. Группам сразу же присваивают разные гендерные роли и статус. Девочек пеленают в розовые одеяла и априори отводят им роли будущих матерей, хранительниц очага и т.д., а мальчиков – в голубые одеяла и присваивают им роли лидеров, кормильцев, защитников.

В гендерной социализации родители являются мощнейшей силой, они относятся к мальчикам и девочкам неодинаково, накладывая на них разные ожидания: с ними по-разному общаются, играют, одевают и даже обнимают в зависимости от пола. Профессор в области гендерного развития, сегрегации и интеграции Кэрол Мартин провела эксперимент: она опросила группу взрослых людей, пытаясь выяснить, каковы их гендерные ожидания в отношении детей.

Оказалось, что, по мнению большинства взрослых, мальчики должны получать удовольствие от механических предметов, доминировать, быть независимыми, агрессивными, стремиться к конкуренции, но не плакать и не расстраиваться. От девочек ожидались такие характеристики, как нежность, аккуратность, отзывчивость, воспитанность, молчаливость и желание помогать по дому [Koenig A. M., 2018]. Поэтому родители учат девочек хорошо выглядеть, быть скромными, отказываться от доминирования, а мальчиков – демонстрировать активность и избегать слабости.

Несмотря на то, что в последнее время в некоторых обществах происходит ослабление гендерного разделения, подавляющее большинство семей по-прежнему воспитывают детей с мыслью, что женщина должна рожать потомство и нести основную ответственность за его воспитание, а мужчины – зарабатывать деньги для обеспечения семьи.

Второе

Кроме гендерной социализации, родители осуществляют дифференцированную классовую социализацию. Детей из рабочего класса учат быть пунктуальными и трудолюбивыми, следовать правилам и директивам. Представителей среднего класса – ценить стабильность и справляться с конкуренцией. Детей из числа «элиты» обучают быть лидерами, свободно мыслить и выражать собственное мнение, а также комфортно себя чувствовать, не соглашаясь даже с авторитетными лицами.

Согласно исследованию профессора в сфере образования и социальной политики Жан Аньон, в некоторых странах процесс классовой социализации активно продолжается и в школе. По ее мнению, методы преподавания и философия образования сильно отличаются в зависимости от классовой принадлежности учащихся и направлены на то, чтобы подготовить детей к соответствующим производственным ролям: заводские рабочие, менеджеры среднего класса, руководители высшего звена [Anyon J., 2016].

Третье

Примерно в возрасте 5-6 лет дети сами начинают социализировать друг друга. Они обеспечивают соблюдение гендерных и классовых ожиданий путем подшучивания, высмеивания или издевательства над теми, кто выходит за рамки предписывающих стереотипов.

Четвертое

Процесс социализации в школе длится около 11 лет и отмечается выпускным балом, символическое значение которого состоит в переходе новоиспеченных членов общества во взрослый мир, где они должны взять на себя соответствующие роли.

Пятое

Далее агентами социализации (т.е. людьми, группами или институтами, которые способствуют социализации индивида) становятся университеты, средства массовой информации, церкви, рабочие коллективы и т.д. Эти институты транслируют и укрепляют определенный образ мышления и модели поведения. Стоит отметить, что их влияние не всегда положительное.

Например, в своей исследовательской работе эксперт по цифровым технологиям, преподаватель Сара Геннер и профессор медиапсихологии Дэниел Сусс указывают, что СМИ косвенно или явно могут поощрять нежелательные ценности, такие как: жестокость, наркомания, экстремизм, предвзятые стандарты красоты [Genner S., Suss D., 2016].

Доцент социологии Университета Атабаски Майк Состерик в одной из своих статей высказал мнение, что всем известный фильм «Звездные войны» навязывает зрителям определенную идеологию, цель которой «превратить пассивных и мирных людей в послушные инструменты насилия» [Sosteric M., 2018].

Социализация личности продолжается в течение всей жизни. По мере того, как человек становится старше, он сталкивается с переходными этапами, которые требуют социализации в новой роли, например, при выходе на пенсию, поступлении в армию или переезде в другую страну, где требуется изучить новые традиции, язык, пищевые привычки. Такой процесс называется ресоциализацией и предполагает замену прежнего набора ценностей, убеждений и представлений человека новой идеологией или мировоззрением.

Важность социализации

Несмотря на то, что социализация часто носит насаждающий характер, стоит признать ее необходимость и важность как для отдельно взятого человека, так и всего общества.

В первую очередь, этот процесс помогает освоить навыки, необходимые для жизни, например, умение говорить, ходить, читать, писать, пользоваться туалетом, ухаживать за собой и многое другое. Существуют задокументированные наблюдения за детьми, которые по разным причинам не прошли социализацию в раннем возрасте, что привело к крайне негативным последствиям. В своей книге «Социология» профессор Джон Шепард приводит несколько шокирующих примеров:

  • Анну родила незамужняя женщина, чей отец был категорически против ребенка. Опасаясь его гнева, женщина прятала Анну на чердаке 5 лет. Когда девочку обнаружили, она была едва жива, не могла ходить, говорить и не проявляла никаких признаков интеллекта. Анну поместили в интернат, где со временем она научилась понимать простые команды, узнавать людей, которых когда-то видела, и ходить. К восьми годам она могла подпрыгивать и ловить мяч, участвовать в групповых занятиях, пользоваться туалетом, самостоятельно есть и одеваться. Ее речь, умственное развитие и социальная зрелость находились на уровне двухлетнего ребенка. В возрасте 10 лет Анна умерла.
  • Джинни 13 лет провела в изолированной комнате, куда ее поместил отец. Она не привыкла к одежде, не умела говорить, ходить и жевать, а ее социальное поведение было крайне примитивным. Четырехгодичные попытки социализировать Джинни оказались безуспешными: она не могла читать и говорила только короткими фразами [Shepard J. M., 2020].

Социализация детей особенно важна. Приведенные примеры это иллюстрируют. Посредством социализации люди учатся не только выполнять элементарные повседневные задачи, но и растут интеллектуально. Это вторая важная функция социализации личности – способствовать постоянному развитию. Когда человек находится в социуме и обучается его ценностям и нормам, ему не грозит застой, ведь общество динамично, а его законы переменчивы.

В-третьих, чем более социализирован человек, тем легче ему найти свое место в обществе. В 1960-х годах американский психолог Гарри Харлоу провел ряд экспериментов на макаках-резусах. Несмотря на противоречивость, неэтичность и даже жестокость этих опытов, эмпирическая работа Харлоу считается «классикой» в поведенческой науке: она привела к пониманию роли, которую социальные отношения играют в раннем развитии.

Детенышей макак-резусов забирали у их матерей и выращивали в лабораторных условиях, некоторых помещали в отдельные клетки без возможности контактировать с другими обезьянами. В социальной изоляции макаки демонстрировали неадекватное поведение, замирали в одном положении в углу клетки и занимались членовредительством.

Когда их возвращали к группе других обезьян, они не знали, как взаимодействовать с ними: сторонились соплеменников, проявляли агрессию и не были способны к нормальному сексуальному поведению, а некоторые даже умерли, отказавшись от еды [Harlow H. F., Dodsworth R. O., Harlow, M. K., 1965]. Этот опыт показывает, что отсутствие социального обучения приводит к самым плачевным последствиям.

Друзья, мы хотим, чтобы ваше социальное взаимодействие всегда было успешным и приятным. Поэтому создали онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации» и приглашаем вас ее пройти. За 2 месяца вы узнаете о 72 способах плодотворного общения с людьми, а главное, поймете, в каких ситуациях их применять, чтобы получать максимум пользы и, конечно же, удовольствия от коммуникации.

В своей статье «Широкая и узкая социализация: семья в контексте теории культуры» профессор психологии и доктор философии Джеффри Арнетт выделил еще три ключевые функции социализации, считая, что она:

  1. Учит контролировать импульсы, способствует развитию саморегуляции и совести. Контроль над импульсами и способность к саморегуляции начинают развиваться в детстве, когда посредством социализации дети узнают, что если они будут следовать своим эгоистическим желаниям и просто делать то, что им нравится, они вызовут недовольство окружающих людей (родителей, братьев, сестер, других взрослых или сверстников) и могут пострадать от их реакций.
  2. Готовит к исполнению социальных ролей: гендерных, профессиональных, семейных или даже расовых, этнических, кастовых.
  3. Помогает найти источник смысла. Каждому человеку необходим источник смысла, чтобы понять, что важно, ценно, ради чего стоит жить. Обычно люди находят смысл путем социализации, когда получают знания о религии, значимости семейных отношений, индивидуальных достижений или приверженности к этнической группе, нации [Arnett J. J., 2011].

Социализация необходима не только для того, чтобы люди могли успешно функционировать в обществе и не имели проблем с личной адаптацией, но и для выживания всего человеческого вида в целом. Воспроизведение образа жизни, культуры, знаний зависит от передачи общественных ценностей, норм и правил от поколения к поколению. Младенцы рождаются совершенно беспомощными, и, если исключить процесс социализации, они не выживут, а общество, в конечном итоге, перестанет существовать.

Типы социализации

Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.

Первичная или базовая социализация

Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.

Вторичная социализация

Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.

Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.

Позитивная социализация

Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация

Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.

Предвосхищающая или опережающая социализация

Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.

Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал [Stouffer S. A., Lumsdaine A. A., Lumsdaine M. H., Williams R. M., Smith M. B., Janis I. L., Star S. A., Cottrell L. S., 1949].

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.

Формальная социализация

Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.

Неформальная социализация

Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.

Гендерная социализация

Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана [Blum R. W., Mmari K., Moreau C., 2017].

Культурная социализация

Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [Aldoney D., Kuhns C., Cabrera N., 2018].

Репрессивная социализация

Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.

Партисипативная социализация

Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.

Теории социализации

В отличие от других живых существ, поведение которых определяется биологически, людям необходим социальный опыт, чтобы воспроизводить свою культуру и выживать. Поскольку социализация так важна, психологи, антропологи, педагоги, социологи и прочие специалисты всегда стремились понять, как она происходит и какое влияние оказывает на формирование самоидентичности. Результатами их исследований стали различные теории социализации. О них и пойдет речь далее.

1

«Зеркальное я»

В 1902 году американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули разработал концепцию «зеркального я», согласно которой люди развивают представление о себе, наблюдая за тем, как их воспринимают окружающие. Другими словами, наше «я» или самоощущение развивается посредством взаимодействия с другими людьми.

Согласно Кули, этот процесс состоит из трех частей: сначала человек представляет, каким его видят другие люди, затем интерпретирует их реакцию на его поведение и, наконец, формирует самооценку на основе этих интерпретаций. Благоприятное отражение в «социальном зеркале» развивает положительную самооценку, в то время как отрицательная рефлексия приводит к негативной самооценке.

Например, человек устраивается на работу и уверен, что сможет легко продемонстрировать профессионализм и компетентность. Во время взаимодействия со своими новыми коллегами он обращает внимание на их язык тела, то, как они разговаривают и в целом на него реагируют. Если коллеги демонстрируют доброжелательность, например, поддерживают зрительный контакт или крепко жмут руку, вера человека в свой профессионализм укрепляется. Если же человек получает отрицательный отклик, например, коллеги отводят взгляд или быстро прекращают беседу, он может усомниться в собственном профессионализме.

По утверждению Кули, не все реакции имеют одинаковый вес. Люди серьезнее воспринимают мнения тех, кто имеет для них значение и заслуживает доверия. Даже если их реакция была неверно интерпретирована, эти ошибочные суждения все равно влияют на самооценку [Rousseau N., 2002].

2

Социализация через игру

Американский психолог, социолог и философ Джордж Герберт Мид считал, что благодаря социализации мы учимся понимать и предвидеть то, что думают и чувствуют другие люди, а также осознавать себя. По сути, Мид согласился с Кули, но добавил, что решающее значение для развития личности имеет процесс детской игры. Вот, как он это описал.

Сначала ребенок просто подражает взрослым, с которыми регулярно общается (в первую очередь родителям), имитируя их жесты, движения и слова. Затем следует этап игры, во время которого ребенок начинает брать на себя роли родителей, разыгрывая взрослое поведение, например, переодеваясь «в маму», или разговаривая по игрушечному телефону, как папа.

Притворяясь мамой и папой, ребенок относится к своим куклам так, как, по его мнению, относятся к нему родители. Так он лучше понимает, какого поведения от него ожидают. Дети постарше через игру начинают брать на себя роли не только значимых близких, но и других людей, усваивая общие поведенческие ожидания общества от них (вместо слова «общество» Мид применял термин «обобщенный другой», имея в виду нормы, ценности и ожидания людей в целом) [Mead G. H., 1934].

По мнению Мида, формирование подлинного «я» происходит, когда человек начинает воспринимать себя, как объект. Это становится возможным только через усвоение установок, полученных из взаимодействия с другими [Белик А. А., 2011].

3

Ид, Эго, Супер-Эго

Отец психоанализа, австрийский психолог Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех элементов: Ид, Эго и Супер-Эго. Их формирование происходит в детском возрасте.

Ид – бессознательная, импульсивная часть психики, которая требует удовлетворения основных потребностей, таких как внимание, безопасность, еда и секс. Эго балансирует между потребностями Ид и требованиями общества, являясь рациональной частью личности. Супер-Эго (или социальное сознание) развивается по мере усвоения норм и ценностей общества, т.е. через социализацию. Оно порождает чувство вины или стыда, когда человек нарушает социальные правила, а также чувство гордости и самодовольства, когда следуем им.

По мнению Фрейда, цель Супер-эго – улучшить и цивилизовать поведение. Оно необходимо для подавления всех неприемлемых побуждений. Если Супер-Эго не становится достаточно сильным, человек подвержен риску того, что Ид будет подталкивать его к антиобщественному поведению [Freud S., 1926].

4

Теория психосоциального развития личности

Психолог Эрик Эриксон был последователем Фрейда, считая, однако, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни и состоит из 8 этапов. Центральное место в его теории занимает социализация: если на каждом из жизненных этапов она успешно пройдена, человек продолжает развиваться, если нет, то он стагнирует [Erikson E. H., 1950].

5

Теория когнитивного развития

Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже специализировался на детской психологии, и рассматривал роль социализации через призму 4 стадий развития когнитивных навыков:

  • Первая стадия – сенсомоторная, длится от рождения до 2 лет. На этой стадии ребенок конструирует понимание мира только через прямой контакт с ним (прикосновения, слушание, видение).
  • Вторая стадия – предоперационная (2-7 лет). Ребенок изучает язык и начинает использовать символы для обозначения предметов.
  • Третья стадия – этап конкретных операций (7-12 лет). Теперь ребенок понимает числа, причинно-следственные связи и может принимать рациональные решения на основе наблюдаемых явлений, но испытывает трудности с абстрактными понятиями, такими как истина.
  • Четвертая стадия – этап формальных операций (12+). Ребенок приобретает способность к абстрактному мышлению, гипотетическим и дедуктивным рассуждениям [Wood K. C., Smith H., Grossniklaus D., 2001].

Пиаже утверждал, что дети лучше всего проходят эти стадии развития посредством игры и через активное взаимодействие со взрослыми. Он призывал задавать детям вопросы, чтобы заставить их задуматься над своим поведением, и считал, что им поучительно видеть противоречия в своих рассуждениях.

6

Теория морального развития

Американский психолог Лоуренс Кольберг был согласен с теорией Пиаже, но решил дополнить ее своими идеями. Он особенно интересовался тем, как люди учатся понимать, что такое общественное «хорошо» и «плохо». Следствием работы Кольберга стала теория морального развития, согласно которой человек проходит несколько стадий на пути к нравственности:

  • Первая стадия – доконвенциональная мораль. На этом этапе ребенок принимает общественные правила, которым учат его авторитетные фигуры (родители, педагоги), и следует им, чтобы избежать наказания.
  • Вторая стадия – общепринятая мораль. Ребенок следует нормам и ценностям общества, искренне считая, что это необходимо для обеспечения позитивных отношений и социального порядка.
  • Третья стадия – постконвенциональная мораль. На этом этапе человек начинает сомневаться в справедливости и правильности некоторых общественных законов и правил.

По Кольбергу, человек руководствуется собственными моральными ценностями, осознавая, что является отдельной сущностью, которая не обязана подчиняться общепринятым правилам, если они несовместимы с ее личными принципами [Lind G.,1989].

7

Адаптация теории морального развития

Американский психолог, социолог и феминистка Кэрол Гиллиган не согласилась с выводами Кольберга, считая, что они демонстрируют гендерную предвзятость, поскольку свои исследования Кольберг проводил исключительно на мальчиках. Гиллиган уверена, что мальчики и девочки склонны мыслить по-разному, особенно когда дело касается морали.

В своем исследовании Гиллиган утверждает, что мальчики стремятся к справедливости, делая упор на соблюдение формальных правил и законов. Для девочек же важнее межличностные отношения, забота и чуткость по отношению к другим, что влияет на принятие ими моральных решений. Если требуется нарушить некое универсальное правило, чтобы помочь другому человеку, женщина не будет считать это аморальным [Gilligan C., 1982].

Несмотря на то, что перечисленные точки зрения на процесс социализации неоднократно подвергались критике, они продолжают вносить важный вклад в работу ученых из различных областей знаний.

Подводя итог, можно сказать, что социализация – это процесс, посредством которого от поколения к поколению передаются правила и нормы, соответствующие социальному порядку. Агенты социализации учат каждого человека думать, действовать и вести себя в соответствии с ожиданиями общества, в котором он родился, таким образом адаптируя его к нормальной жизни.

Друзья, желаем вам пребывать в гармонии с окружающими и самими собой. Успехов! Да, и не забудьте пройти небольшой тест на закрепление материала статьи:

Ключевые слова: