Блог о саморазвитии

Леттеринг: свобода слова художника

Леттеринг: свобода слова художника

«Искусство всегда современно». С этим высказыванием Федора Михайловича Достоевского, великого русского писателя, невозможно не согласиться. Вы замечали, сколько новых направлений творческой деятельности появилось за последнее десятилетие? Одно из них, в буквальном смысле, сделало искусство говорящим. И нет, речь не об абстрактной идее, которую видит в картине ее воздыхатель, а о словах. Оказывается, их можно не просто писать, а рисовать, превращать в яркие композиции, которые так и норовят занять свое место на стенах популярных заведений, украсить ленту новостей и даже стать афишей мероприятия. Искусство рисования букв – как вам такое творчество?

Мы приглашаем вас прогуляться вместе с нами по увлекательному миру леттеринга. Уверяем, вам понравится! Но для начала давайте заглянем в историю развития письменности и узнаем, как менялся стиль написания букв с древних времен.

Краткая история развития письменности

С развитием человечества возникла потребность в фиксировании слов, и люди стали придумывать, как им это сделать так, чтобы все могли разобрать их послание. Сначала появилось «предметное» письмо – писатель передавал свои мысли через изображение конкретного предмета, но далеко не всем был понятен смысл, т.к. вариантов трактовок изображения может быть бесчисленное множество.

Далее на смену «предметному» письму пришла пиктография – изображение слов рисунками. Это те самые картинки сцен охоты, сражения, которые рисовали на скалах. Интересный факт: пиктографию используют и в наши дни: например, всем известное изображение змеи и чаши с ядом обозначает аптеку. Видели его на вывесках аптечных пунктов? Такие послания легко прочитать, но все равно вероятность, что каждый поймет их по-своему, остается.

Со временем стало понятно, что далеко не все слова можно изобразить картинкой. Рисунки приобрели более схематичный вид и постепенно переросли в иероглифы. Самые полярные виды иероглифического письма возникли в Китае и Древнем Египте. Но и они не решили проблему интерпретации написанного: значений у каждого иероглифа было много, все их запомнить достаточно трудно, и в сочетании с другими обозначениями не всегда было понятно, что же все-таки имел в виду автор.

Китайцы попытались решить эту проблему и обозначили конкретное слово сочетанием иероглифов. Позже добавились специальные знаки – детерминативы, которые позволяли более точно прочесть послание.

Со временем ученые сошлись на мнении, что нужно передавать не только смысл слова, но и его звучание. Так на смену иероглифам пришло фонографическое письмо, в котором использовались знаки, передающие значение слова, слоги и «указатели» – обозначения того, к какому классу относится слово. Такое письмо использовалось на Древнем Востоке.

Потом появилось слоговое письмо: язык древних шумеров пополнился иероглифами, которыми обозначали слоги. А затем возникло консонантно-звуковое письмо: специальными знаками стали помечать только согласные звуки.

Арамейское письмо появилось на основе древнесемитских систем письма и перешло к арабам и завоеванным ими народам. Арабский алфавит использовали все, кто проповедовал ислам, и только в 1929 году некоторые народы сменили его на латиницу [О. Волошина, 2009].

Примечательно, что арабский алфавит имеет 28 букв, каждая из которых отличается своей графической фигурой. Арабское письмо широко использовалось в искусстве и художественном творчестве. Каллиграфия и различные художественные формы рукописного письма – одно из направлений развитий арабского алфавита. Надписями на арабском языке украшают различные изделия, сооружения, ковры и прочую атрибутику.

Сегодня арабский стиль написания букв используют художники-оформители разных стран, в том числе и в России. Посмотрите, как оригинально смотрится русский шрифт в арабском стиле, такой вариант оформления можно смело использовать в леттеринге:

Значимый шаг в развитии письменности сделали древние греки: они обозначили буквами и гласные, и согласные. Так появился алфавит. Наконец, начало развиваться латинское письмо, которое обеспечило единство алфавитов разных стран. Сейчас латиницу использует более 30% мирового населения [О. Волошина, 2009].

В 9 веке начали формироваться славянские государства. Развитие общества и религии побудило к созданию славянского письма. Кирилл и Мефодий составили глаголический алфавит, который состоял из 38 букв и являлся достаточно сложным в применении, но до сих пор в наше время его пытаются использовать хорваты.

Еще одна система написания письма называется кириллицей, в честь своего создателя Кирилла. В ее основу положено торжественное, уставное письмо, на котором были написаны богослужебные книги. Примечательно, что русское письмо, в отличие от западноевропейского, постоянно совершенствовалось. В 1708 году Петр І издал указ, в котором определил стандарты книжного шрифта [О. Волошина, 2009].

С появлением печатной продукции шрифт начал преображаться, появился новый вид рукописного почерка – вязь. Им украшали различные издания, его считали декоративным видом письма. Посмотрите, как оригинально выглядели надписи:

А вот так выглядит леттеринг в старорусском стиле:

Здорово, правда?

Кто бы мог подумать, что в современном мире творческие умельцы не только продолжат тенденцию превращать письмо в искусство, но и дадут новую жизнь древним стилям написания текстов в таком оригинальном формате [О. Волошина, 2009].

Эмиль Рудер, швейцарский типограф, графический дизайнер автор книги «Типографика», провел масштабное исследование шрифтов и выявил их взаимосвязь с различными языками: шрифт напрямую зависит от того, носителем какого языка является его создатель [Э. Рудер, 1982]. Получается, эстетичность и красота букв зависят, по большому счету, от национальности автора текста. Кстати, Рудер был одним из первых, кто считал, что дизайн не должен ограничиваться никакими стилями. Этот подход к творчеству как раз четко отображает леттеринг.

Так что же это за вид искусства?

Леттеринг (от английского слова lettering – надпись) – способ изображения букв, представляющих собой общую композицию. Это полет фантазии, ведь в нем нет никаких ограничений, автор может изобразить буквы как ему захочется, главное, чтобы общая картинка была гармоничной.

Несмотря на свободу творчества, леттеринг представляет собой систему различных стилей, фигур, и является логически собранным изображением. Примечательно, что рисовать буквы можно совершенно на любых поверхностях и любыми материалами: ручками, карандашами, мелом, кистями и т.д.

Леттеринг – это создание уникальной надписи для конкретного случая или проекта. Его часто путают с каллиграфией, но есть определенные признаки, которые раз и навсегда помогут понять, чем же отличаются между собой эти техники:

  1. В каллиграфии буквы пишут, в леттеринге рисуют.
  2. Каллиграфия достаточно сдержанная техника написания букв. Они ничем не дополняются, здесь идет работа только со шрифтом. В леттеринге, напротив, используются все возможные варианты, чтобы сделать буквы более интересными: яркие фоны, завитки, фигуры, дополнительные линии.
  3. Каллиграфический текст должен легко читаться и быть выдержан в едином стиле. В леттеринге нет никаких ограничений, в нем сочетают несочетаемое, и итоговый вариант не всегда возможно прочитать с первого раза.
  4. Каллиграфия чаще всего применяется там, где необходимо написать текст большого объема: открытки, грамоты, письма. Леттеринг используется в творческих направлениях и добавляет оригинальности и узнаваемости, например, одежде или обложке журнала [А. Черная, 2020].

Ниже представлен рисунок, который наглядно демонстрирует разницу между двумя стилями изображения текста. Слева – леттеринг, справа – каллиграфия:

Сегодня леттеринг позволяет творческим личностям проявить свою фантазию в полной мере, подчеркнуть свою индивидуальность, создать что-то уникальное, что потом будет вдохновлять других художников на собственные творения.

Виды леттеринга

«Свобода слова» помогла развить несколько стилей леттеринга, каждый из которых находит свое применение в различных областях. Давайте рассмотрим самые популярные из них:

С изображением фона: леттеринг – это не только интересно нарисованные буквы. В ход можно пустить пространство вне букв и изобразить соответствующий фон. Такое изображение будет особенно уникальным:

С эффектом омбре: речь идет о цвете самих букв. Плавный переход оттенков из одного в другой добавит яркости общей картинке:

С проработкой деталей: текст можно дополнить различными элементами в зависимости от тематики изображения. Это могут быть геометрические фигуры, линии, завитки и все то, что логически подойдет в общую композицию:

С объемным изображением: 3D-техника рисования букв достаточно капризна, ведь здесь нужно правильно учесть пропорции, сочетания цветов, размеры изображений, тени. Но, если ее освоить, такой леттеринг точно не оставит никого равнодушным:

Винтажный: изображения в таком стиле как будто прямиком из Америки 19-20 века попадают на стол заказчику. Характерные засечки, завитки, определенные цвета и оттенки отлично передают характер тех времен и уместно смотрятся в леттеринге:

Готический: этот стиль активно используют при изображении логотипов и в брендинге. Существует более 100 готических шрифтов. Посмотреть их можно здесь. А вот пример:

Граффити: настенное творчество уличных художников всегда привлекает внимание, а если перенести эти рисунки на бумагу, это уже леттеринг чистой воды:

В виде определенной фигуры: слова можно заключить в рамки, которые представляют очертания животного или любого подходящего по смыслу леттеринга предмета:

Сочетание разных стилей: в леттеринге нет никах границ и условностей, в отличие от каллиграфии, поэтому можно совместить несколько стилей, если вместе они способны сформировать логически-выстроенную композицию:

С применением компьютерной обработки: а это уже один из самых современных стилей рисования букв, когда рукописные надписи переводятся в компьютерную графику или изначально создаются в графических редакторах:

Меловой леттеринг: широко используется в кафе и ресторанах. Самого обыкновенного мела и меловой доски будет достаточно, чтобы создать оригинальную надпись об акции дня или новых вкусных пончиках, такое оригинальное объявление обязательно привлечет внимание посетителей:

Есть еще один вид леттеринга, который наверняка знаком многим и, более того, являлся спутником вашей повседневной жизни или жизни ваших родителей. Ему мы выделили отдельное место.

Советский леттеринг

Советский леттеринг – стиль, который появился на основе американского леттеринга. Художники СССР адаптировали его под кириллицу, и таким образом он приобрел особенный характер и узнаваемость.

Данное направление леттеринга не теряет своей актуальности по сей день и вдохновляет многих творцов применять его в вывесках, известных марках одежды, ведь этот почерк неповторим, уникален и удивительным образом передает дух прошлых лет.

По мнению современных дизайнеров, есть 3 основные причины появления советского леттеринга искусстве:

  1. Революционные движения и появление художников-авангардистов: они вытеснили излишнюю нежность, милые завитки и прочие детали красоты из изображений того времени. Обществу были необходимы сдержанные цвета, четкие линии и формы.
  2. Железный занавес: советские художники и дизайнеры были очень ограничены в профессиональной информации. Пока в Америке полным ходом развивалась индустрия моды, наши умельцы самостоятельно разрабатывали интересные шрифты для украшения ими вывесок, заголовков передач, газет и т.д. Вот что значит вдохновляться собственным делом!
  3. Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые»: он был принят Всесоюзным комитетом в 1930 году и считался обязательным к исполнению. В него входил ограниченный набор шрифтов: 20 гарнитур и 31 начертание. Такое положение не устроило советских художников-оформителей, им не хотелось оформлять всю печатную продукцию под одну копирку. Они начали разрабатывать свои уникальные формы и стили написания текста, но фиксировать и выпускать в свет их стали только с 1960 года, когда появились первые каталоги шрифтов [К. Головченко, 2014].

Советский шрифт связан с историей и культурой того времени. Взгляните на всем знакомую надпись советского автопрома:

Или на название общественного заведения:

Наверняка вы вспомните шрифты названий знаменитых советских фильмов:

Уверены, если порыться в шкафах наших бабушек и дедушек, или присмотреться к названиям старых холодильников и другой бытовой техники, можно собрать целую библиотеку советских шрифтов.

Конечно, многие вывески и надписи, как пережиток прошлого, давно модернизировались, заменились на более современные шрифты, которые органично вписываются в сегодняшний стиль городских улиц. Но на некоторых улицах Санкт-Петербурга еще можно заметить старые ухоженные вывески, которым уже более 50 лет. Все-таки культура тех времен еще живет среди нас [М. Левченко, 2015].

Где используется леттеринг?

Многообразие стилей и форм леттеринга позволяет применять его в различных и порой неожиданных областях. Этот вид искусства широко используется в маркетинге, а именно при создании логотипов, упаковок, этикеток, и его главная задача – привлечь внимание потребителей уникальным дизайном.

Сейчас стало модным изображать яркие надписи на одежде и аксессуарах. Такие принты приходятся по душе тем, кто хочет выделиться. Леттеринг используется в печатной продукции, часто им украшают открытки, обложки журналов и блокнотов.

Оригинально нарисованные буквы на стенах стали атрибутом общественных заведений и уже плотно вошли в дизайн интерьеров. А фотозоны с изображением индивидуальных надписей на баннере способны здорово украсить любое мероприятие.

Также сейчас модно брендировать страницы социальных сетей при помощи леттеринга. А те, кто посмелее, могут украсить им не только личную страничку в Instagram, но и свое тело, набив интересную татуировку в стиле леттеринга.

Как видите, применение этого современного вида творчества практически не имеет границ. Точнее сказать, эти границы устанавливают сами художники, вновь и вновь создавая неповторимые изображения, которые так и просятся занять свое место.

Как научиться леттерингу?

Вы полны вдохновения и решимости научиться леттерингу? Тогда советуем начать свой творческий путь с приобретения канцелярского комплекта. Для начала вам понадобятся:

  1. Простой карандаш повышенной мягкости. Подойдет 2В или НВ.
  2. Ластик, который аккуратно стирает карандаш, не размазывая его на бумаге.
  3. Фломастер с мягкой кисточкой.
  4. Бумага для рисования или лучше альбом, так вы не растеряете свои эскизы.
  5. Цветные карандаши, ручки, фломастеры. Они понадобятся для финального заполнения рисунка цветом.

Рисовать буквы можно на любых поверхностях и разными инструментами, но, т.к. леттеринг начинается с изучения шрифтов, формы букв, техник рисования, лучше воспользоваться самыми простыми инструментами.

Художники-иллюстраторы советуют практиковать леттеринг в прописи. Рекомендуем прочитать книгу-пропись «Буква к букве» Татьяны Чулюскиной, иллюстратора и арт-директора. В ней вы найдете полезную информацию для начинающих леттереров, которую сразу сможете применить на практике прямо на страницах этой книги.

В леттеринге есть несколько классов шрифтов, которые необходимо освоить в первую очередь. К ним относятся:

  1. Антиква: шрифт с засечками, в нем вертикальный штрих толще горизонтального.
  2. Контрастный: отличается большой разницей между толщиной основного и дополнительного штриха.
  3. Гротеск: противоположность антикве, не имеет засечек, все штрихи идеальны по толщине.
  4. Скрипт: такой шрифт еще называют рукописным, он напоминает каллиграфию.

Сами буквы – это система из различных элементов, названия которых нужно запомнить.

Буква может состоять из:

  • основных и соединительных штрихов;
  • наплыва;
  • внутрибуквенного просвета;
  • концевого элемента;
  • нижнего выносного элемента;
  • двусторонней засечки;
  • капли.

Иллюстрация из книги «Буква к букве» отлично демонстрирует строение буквы. Сохраните ее, чтобы всегда иметь под рукой:

Лучше начать практиковать леттеринг с рисования алфавита, так вы начнете чувствовать формы и особенности каждой буквы. Напишите фразу «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю!» В этой фразе использованы все буквы алфавита.

Главный принцип изображения букв – переходить от общего к частному. Для начала обозначьте габариты буквы, отметьте основные и соединительные штрихи, прорисуйте внутренние и внешние овалы, если они есть, и дополните свое схематичное изображение деталями:

Не старайтесь писать идеально ровно; прелесть леттеринга в том, что он не требует правильных форм, а, наоборот, отличается динамичностью и творческой небрежностью [Т. Чулюскина, 2018].

Если у вас возникли трудности с самостоятельным изучением, не расстраивайтесь. В Интернете есть много полезной информации и бесплатных видеоуроков. Посмотрите, например, этот ролик, и не забудьте подготовить к просмотру свой набор начинающего леттерера, ведь в леттеринге, особенно для начинающих, главное – это практика:

Также можно пройти обучение в онлайн-школе леттеринга, выбрав для себя подходящее направление. Вот несколько полезных ссылок:

  • Lettering-school: первая онлайн-школа леттеринга в России, созданная Анной Рольской, практикующим леттерером из Португалии. Здесь вы найдете множество курсов и мастер-классов, которые обязательно придутся вам по душе.
  • Школа Вероники Калачевой: еще один достойный вариант обучения от представителей русского леттеринга. На сайте вы найдете курс от леттерера Татьяны Чулюскиной, автора книги «Буква к букве». Кстати, есть возможность взять бесплатный ознакомительный урок.
  • Художник Online: академическая программа в этой школе основана на практических инструментах ведущих вузов страны. Здесь вы найдете курсы по привлекательной цене, а также много полезной бесплатной информации.

Чтобы стать хорошим леттерером, нужно обладать не только желанием, но и творческим мышлением, чувством стиля и гармонии. Рекомендуем вам заглянуть на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где вы сможете оценить свои творческие способности и научитесь нестандартно подходить к решению различных задач даже в сфере искусства.

Советы профессионала

Джессика Хиш – молодой иллюстратор, леттерер, ее резюме украшают факты сотрудничества с такими известными компаниями, как The New York Times, Starbucks, Nike и другие.

Ее книга «Про леттеринг» о технических тонкостях леттеринга, наполненная пошаговыми советами и иллюстрациями, завоевала сердца многих художников, ведь в ней много полезной информации как для тех, кто привык рисовать простым карандашом, так и для тех, кто работает с векторной графикой.

Вот несколько советов, которые дает Джессика Хиш тем, кто увлекается леттерингом:

  1. Если вы решили стать леттерером, научитесь ценить мелочи.
  2. Ставьте содержание (контент) на первое место. Определитесь, с какой целью вы создаете работу. Она должна основываться на исследованиях, пропускать этот этап нельзя.
  3. Надпись – это рисунок, а каллиграфия – это письмо, не все это помнят. Типографский дизайн – это система, основанная на буквенной форме. Нарисованный шрифт – художественное произведение.
  4. Используйте кернинг как можно меньше. Так вы обезопасите себя от чужих ошибок в случае, если у того, кто откроет вашу работу на компьютере, будут сбиты настройки в Illustrator.
  5. Разбирайтесь в кернинге и сочетании букв, иначе вы будете являться заказчикам в ночных кошмарах.
  6. Если вы работаете с буквами и добавляете штрихи, сделайте их легче, чем сами буквы.
  7. Вы можете шелкографировать практически все, и это будет выглядеть хорошо. Печать многое прощает. Потрясающая бумага и цвет сделают из самого худшего дизайнера профессионала.
  8. Если вы работаете леттерером в небольшой компании, вы должны быть гибкими как специалист. Если вы фрилансер, нужно иметь конкретную специализацию, чтобы люди знали, зачем к вам пришли.
  9. Если вам нужно показать, в чем именно проблема логотипа, сделайте варианты «до» и «после» такими, чтобы разница была заметна даже невизуалу.
  10. Не нужно всегда винить клиента. Если что-то идет не так, возможно, вы задаете ему неправильные вопросы.
  11. Каждый свой шаг нужно подробно описывать заказчику в письменном виде. Он должен понимать, что и зачем вы сделали.
  12. Очень контрастные тонкие и толстые линии не работают [T. Banks, 2015].

Посмотреть работы Джессики Хиш и вдохновиться на создание собственных шедевров можно здесь.

Подведем итог

Леттеринг – это полет фантазии, свобода для творческих деятелей, способ выражения своих эмоций, результат разностороннего мышления художника, победа над устаревшими условностями на тему того, как должна выглядеть вывеска магазина или обложка журнала.

Этот вид искусства может стать не только увлекательным досугом, но и прибыльным делом. Сейчас очень модно применять леттеринг в разных сферах деятельности, ведь это отличный способ привлечения внимания к продукту или какому-либо заведению.

А если вы еще не вдохновились взмахнуть карандашом по белоснежной бумаге, тогда загляните на страничку популярных леттереров, таких как Lisa Quinne, Jimbo Bernaus, или на общий аккаунт, где собраны лучшие работы русских творцов современного искусства.

Если вы любите рисовать или хотите этому научиться, не отказывайте себе в удовольствии окунуться в творческий мир леттеринга. Желаем вам вдохновения, идей и приятного времяпрепровождения за этим увлекательным делом!

Успехов!

Ключевые слова: